Неточные совпадения
Городничий. А уж я так буду рад! А уж как жена обрадуется! У меня уже такой нрав: гостеприимство с самого детства, особливо если гость просвещенный человек.
Не подумайте, чтобы я говорил это из лести; нет,
не имею этого
порока, от полноты души выражаюсь.
Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и
пороки. История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли
не любопытнее и
не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. Исповедь Руссо
имеет уже недостаток, что он читал ее своим друзьям.
Но
не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги
имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских
пороков.
Захару было за пятьдесят лет. Он был уже
не прямой потомок тех русских Калебов, [Калеб — герой романа английского писателя Уильяма Годвина (1756–1836) «Калеб Вильямс» — слуга, поклоняющийся своему господину.] рыцарей лакейской, без страха и упрека, исполненных преданности к господам до самозабвения, которые отличались всеми добродетелями и
не имели никаких
пороков.
Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы,
не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в
пороках своих, а все от беспрерывной лжи и людям и себе самому.
Что успел бы я, если бы вы вдалися
пороку, чужды были учения, тупы в рассуждениях, злобны, подлы, чувствительности
не имея?
Саше велели раздеться. Суровцев внимательно рассмотрел его и
не нашел никакого
порока, а Хрипач убедился, что Саша вовсе
не барышня. Хотя он и раньше был в этом уверен, но считал полезным, чтобы впоследствии, если придется отписываться на запросы округа, врач гимназии
имел возможность удостоверить это без лишних справок.
Оставить этот свет я
не в силах, но и жить в нем без тебя
не могу. Мы скоро вернемся в Петербург, приезжай туда, живи там, мы найдем тебе занятия, твои прошедшие труды
не пропадут, ты найдешь для них полезное применение… Только живи в моей близости, только люби меня, какова я есть, со всеми моими слабостями и
пороками, и знай, что ничье сердце никогда
не будет так нежно тебе предано, как сердце твоей Ирины. Приходи скорее ко мне, я
не буду
иметь минуты спокойствия, пока я тебя
не увижу.
Ибо он magistrate [должностное лицо (франц.)], и в этом качестве гневаться
не имеет права, а может только печально изумляться, как это люди, живя среди прекраснейших долин, могут погрязать в
пороках!
Мамаева. Погодите, погодите! Может быть, это еще и лучше
не иметь добродетелей, но
не иметь и
пороков.
Курчаев. Я и
пороков не имею, я просто обыкновенный человек. Это странно искать добродетельного человека. Ну,
не будь Глумова, где бы она взяла? во всей Москве только он один и есть. И чудеса с ним бывают, и видения он видит. Ну, позвольте вас спросить, как же можно этого требовать от всякого?
— Согласен, что я
имею предрассудки, мелкие чувства; но когда мы кого любим, то
не только что такие недостатки, но даже
пороки прощаем!..
Так, например, в сновидении я совсем
не встречался с личностью официального Прокопова адвоката (Прокоп
имел двоих адвокатов: одного секретного,"православного жида", который, олицетворяя собой всегда омерзительный
порок, должен был вносить смуту в сердца свидетелей и присяжных заседателей, и другого — открытого, который, олицетворяя собою добродетель, должен был убедить, что последняя даже в том случае привлекательна, когда устраняет капиталы из первоначального их помещения) теперь же эта личность представилась мне с такою ясностью, что я даже изумился, как мог до сих пор просмотреть ее.
Но скажите на милость, каким образом я приступлю к воспроизведению типов этих людей, когда в моем распоряжении находятся только добродетели их и когда я буквально
не имею в своем свободном распоряжении ни одного материала, на основании которого мог бы хотя одним словом заикнуться об их слабостях, а тем менее о
пороках?
Возьмем так называемых"новых людей". Я, разумеется, знаю достоверно как знает, впрочем, это и вся публика, — что существуют люди, которые называют себя"новыми людьми", но
не менее достоверно знаю и то, что это
не манекены с наклеенными этикетами, а живые люди, которые, в этом качестве,
имеют свои недостатки и свои достоинства, свои
пороки и свои добродетели. Как должен был бы я поступать, если б повел речь об этих людях?
— Сознайтесь, господин Фарр, что вы согрешили немножко! — приветствовал он английского делегата с бокалом в руках, — потому что ведь ежели Англия, благодаря инсулярному положению,
имеет многие инсулярные добродетели, так ведь и инсулярных
пороков у ней
не мало! Жадность-то ваша к деньгам в пословицу ведь вошла! А? так, что ли? Господа! выпьем за здоровье нашего сотоварища, почтеннейшего делегата Англии!
Известное слово одного француза, который на вопрос, какой он нации, отвечал, что
имеет честь быть французом, —
не самохвальство, а самое истинное выражение чувств каждого из его соотечественников; и если это
порок, то, признаюсь, от всей души желаю, чтоб многие из нас, рабски перенимая все иностранные моды и обычай, заразились бы наконец и этим иноземным
пороком.
Герцог Орлеанский, соединяя многие блестящие качества с
пороками всякого рода, к несчастию
не имел и тени лицемерия.
Величественное в жизни человека встречается
не беспрестанно; но сомнительно, согласился ли бы сам человек, чтобы оно было чаще: великие минуты жизни слишком дорого обходятся человеку, слишком истощают его; а кто
имеет потребность искать и силу выносить их влияние на душу, тот может найти случаи к возвышенным ощущениям на каждом шагу: путь доблести, самоотвержения и высокой борьбы с низким и вредным, с бедствиями и
пороками людей
не закрыт никому и никогда.
Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это
не имеет в ней характера личных
пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.
Если иностранные Писатели доныне говорят, что в России нет Среднего состояния, то пожалеем об их дерзком невежестве, но скажем, что Екатерина даровала сему важному состоянию истинную политическую жизнь и цену: что все прежние его установления были недостаточны, нетверды и
не образовали полной системы; что Она первая обратила его в государственное достоинство, которое основано на трудолюбии и добрых нравах и которое может быть утрачено
пороками [См.: «Городовое Положение».]; что Она первая поставила на его главную степень цвет ума и талантов — мужей, просвещенных науками, украшенных изящными дарованиями [Ученые и художники по сему закону
имеют право на достоинство Именитых Граждан.]; и чрез то утвердила законом, что государство, уважая общественную пользу трудолюбием снисканных богатств, равномерно уважает и личные таланты, и признает их нужными для своего благоденствия.
И ежели она, в самом деле,
не имела практического успеха, то
не от слабости нападений на те или другие
пороки: нет, на что она нападала, тому доставалось от нее очень сильно.
Наконец, сами законы никогда
не бывают совершенны: в данное время они
имеют известный условный смысл, но с течением времени, по требованию обстоятельств, они должны изменяться; сатира, обличая
порок, должна смотреть
не на то, какой статье закона он противоречит, а на то, до какой степени противоположен он тому нравственному идеалу, который сложился в душе сатирика.
Фетинья. Нет, ты
не говори. Бывают случаи. Другая девушка и с деньгами, да
порок какой-нибудь в себе
имеет: либо косит очень, один глаз на нас, другой в Арзамас, либо вовсе крива; а то бывает, что разумом недостаточна, дурой
не зовешь, а и к умным
не причтешь, так, полудурье; ну, вот и ищут женихов-то проще, чтоб невзыскательный был. А бедному человеку поправка.
К<няжна> Софья. Я
не любопытна, я
не имею этого
порока.
«И
не встреться я с благодетелем моим Парамоном Семенычем, — прибавлял обыкновенно Пунин (он иначе
не величал Бабурина), — погряз бы я в пучине бедствий, безобразия и
пороков!» Пунин любил высокопарные выражения — и если
не ко лжи, то к сочинительству и преувеличиванию поползновение
имел сильное; всему-то он дивился, ото всего приходил в восторг…
Признавая это и зная, что он сам в этом признавался, мы уже
не имеем никакого права приставать к нему с назойливым допросом: «Отчего ты
не оставил никаких положительных, вещественных, памятников своего существования; отчего ты
не вступал в борьбу, отчего ты
не громил
пороков,
не терпел страданий от своих врагов» и пр.?
Если б он был подвержен самым грубым страстям и
порокам, я бы их так
не страшилась; если б он был жесток, я бы надеялась смягчить его; если б он был корыстолюбив, я бы уповала подавить в нем эту страсть; если б он
имел позорные пристрастия к вину или к картам, я бы старалась заставить его их возненавидеть; если б он был развратен, я бы надеялась устыдить его; но у него
не было брошено якоря ни во что; он тянулся за веяниями, его сфера была разлад, его натура была безнатурность, его характер был бесхарактерность.
Она была расчетлива и
имела все данные, чтобы сделаться порочной, но расчет и
порок до сих пор
не были связаны в ее уме.
Он обладал пылкою душою, редким умом, непоколебимою, выдающеюся силою воли и
имел бы все главные качества великого монарха, если бы воспитание образовало или усовершенствовало в нем природные способности, но рано лишенный отца и матери, отданный на произвол буйных вельмож, ослепленных безрассудным личным властолюбием, он был на престоле несчастнейшим сиротою русской державы, и
не только для себя, но и для миллионов своих подданных готовил несчастие своими
пороками, легко возникающими при самых лучших естественных свойствах, когда еще ум, этот исправитель страстей, недостаточно окреп в молодом теле.
По смыслу указа 20-го года видно ясно, что государю было известно, как духовенство многократно было увещеваемо жить нравственнее, но что все эти многие и долгие увещания и убеждения многих прежних лет на наших духовных «
не имеют желаемого действия
не от чего иного, как от слабого за ними надзора и от несоблюдения мер, установленных к истреблению в духовенстве
пороков».