Неточные совпадения
— Социализм предполагает равенство прав, но это значит: признать всех людей равными по способностям, а мы
знаем, что весь процесс европейской культуры коренится на
различии способностей… Я приветствовал бы и социализм, если б он мог очеловечить, организовать наивного, ленивого, но жадного язычника, нашего крестьянина, но я
не верю, что социализм применим в области аграрной, а особенно у нас.
— Господи, боже мой, ну конечно! Как раз имеете полное право. Вот они, шуточки-то. Я ведь намекал на объемное, физическое
различие между нами. Но вы же
знаете: шутка с правдой
не считается…
«Помилуйте! — начали потом пугать меня за обедом у начальника порта, где собиралось человек пятнадцать за столом, — в качках возят старух или дам».
Не знаю, какое
различие полагал собеседник между дамой и старухой. «А старика можно?» — спросил я. «Можно», — говорят. «Ну так я поеду в качке».
Я
не знаю, почему дают какой-то монополь воспоминаниям первой любви над воспоминаниями молодой дружбы. Первая любовь потому так благоуханна, что она забывает
различие полов, что она — страстная дружба. С своей стороны, дружба между юношами имеет всю горячность любви и весь ее характер: та же застенчивая боязнь касаться словом своих чувств, то же недоверие к себе, безусловная преданность, та же мучительная тоска разлуки и то же ревнивое желание исключительности.
Разве я
не знал аскетическую точку зрения, с которой женщина, самая развитая и давно покончившая с христианством, смотрит на измену,
не делая никаких
различий,
не принимая никаких облегчающих причин?
— Потом-с, — продолжал Дубовский, у которого озлобленное выражение лица переменилось на грустное, — потом напечатали… Еду я получать деньги, и вдруг меня рассчитывают по тридцати пяти рублей, тогда как я
знаю, что всем платят по пятидесяти. Я, конечно, позволил себе спросить: на каком праве делается это
различие? Мне на это спокойно отвечают, что
не могут более назначить, и сейчас же уезжают из дома. Благороден этот поступок или нет? — заключил он, взглянув вопросительно на Калиновича.
— Я тоже
не знаю, почему зло скверно, а добро прекрасно, но я
знаю, почему ощущение этого
различия стирается и теряется у таких господ, как Ставрогины, —
не отставал весь дрожавший Шатов, —
знаете ли, почему вы тогда женились, так позорно и подло?
— Вы атеист, потому что вы барич, последний барич. Вы потеряли
различие зла и добра, потому что перестали свой народ
узнавать. Идет новое поколение, прямо из сердца народного, и
не узнаете его вовсе ни вы, ни Верховенские, сын и отец, ни я, потому что я тоже барич, я, сын вашего крепостного лакея Пашки… Слушайте, добудьте бога трудом; вся суть в этом, или исчезнете, как подлая плесень; трудом добудьте.
Передонов говорил иногда «ты» гимназистам
не из дворян; дворянам же он всегда говорил «вы». Он
узнавал в канцелярии, кто какого сословия, и его память цепко держалась за эти
различия.
— У обеих сестер голубые глаза; они обе прекрасны и даже очень походят друг на друга; но, несмотря на это… право,
не знаю, как тебе объяснить
различие, перед которым исчезает совершенно это наружное сходство.
178–183, 209–212, 334–339.] (вслед за св. Максимом Исповедником): если Спаситель и являлся ученикам в мужском теле, то лишь потому, что они иначе
не узнали бы Его; но через переход в духовное состояние в Нем уничтожилось
различие мужского и женского полов [De div. nat.
Различие на полы создано только на основании предведения греха: Бог, «предуразумевая силою предведения, к чему склонно движение произвола по самоуправству и самовластию (поелику
знал будущее), изобретает для образа
различие мужеского и женского пола, которое
не имеет никакого отношения к божественному первообразу, но, как сказано, присвоено естеству бессловесному».
Различие для нас рождения разумного сознания от видимого нами плотского зарождения в том, что, тогда как в плотском рождении мы видим во времени и пространстве, из чего и как и когда и что рождается из зародыша,
знаем, что зерно есть плод, что из зерна при известных условиях выйдет растение, что на нем будет цвет и потом плод такой же, как зерно (в глазах наших совершается весь круговорот жизни), — рост разумного сознания мы
не видим во времени,
не видим круговорота его.
Говорят же все совершенно одинаково. Лир бредит точно так, как, притворяясь, бредит Эдгар. Так же говорят и Кент и шут. Речи одного лица можно вложить в уста другого, и по характеру речи невозможно
узнать того, кто говорит. Если и есть
различие в языке, которым говорят лица Шекспира, то это только различные речи, которые произносит за свои лица Шекспир же, а
не его лица.
Я
не могу желать и искать физической праздности и жирной жизни, разжигавшей во мне чрезмерную похоть;
не могу искать тех разжигающих любовную похоть потех — романов, стихов, музыки, театров, балов, которые прежде представлялись мне
не только
не вредными, но очень высокими увеселениями;
не могу оставлять своей жены,
зная, что оставление ее есть первая ловушка для меня, для нее и для других;
не могу содействовать праздной и жирной жизни других людей;
не могу участвовать и устраивать тех похотливых увеселений, — романов, театров, опер, балов и т. п., — которые служат ловушкой для меня и других людей;
не могу поощрять безбрачное житье людей зрелых для брака;
не могу содействовать разлуке мужей с женами;
не могу делать
различия между совокуплениями, называемыми браками и
не называемыми так;
не могу
не считать священным и обязательным только то брачное соединение, в котором раз находится человек.
Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это совершилось, потому что должно было совершиться, существует то же
различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг нее, и теми, которые говорили, что они
не знают на чем держится земля, но
знают, что есть законы, управляющие движением и ее и других планет.