Неточные совпадения
[Апокалипсические цифры —
мистическое число (три шестерки), которым обозначалось в Апокалипсисе (одной из книг Нового Завета)
имя антихриста.]
Это была не та
мистическая правда, которой жили старинные люди, а правда новая, называющая всенародно вещи их
именами.
Во
имя мистической покорности воздвигали люди средневековья готические храмы, устремленные ввысь, шли в крестовый поход освобождать Гроб Господень, пели песни и писали философские трактаты, создавали чудесный, полный красоты культ, любили прекрасную даму.
— Но что вы разумеете под
именем мистического богословия? — перебил его Егор Егорыч.
Жизнепонимание общественное потому и служило основанием религий, что в то время, когда оно предъявлялось людям, оно казалось им вполне непонятным,
мистическим и сверхъестественным. Теперь, пережив уже этот фазис жизни человечества, нам понятны разумные причины соединения людей в семьи, общины, государства; но в древности требования такого соединения предъявлялись во
имя сверхъестественного и подтверждались им.
Желая похвастаться, что мне не чуждо, а знакомо направление
мистических сочинений, я сказал Рубановскому, что еще в первый год моего студентства я подписался на книгу «Приключения по смерти Юнга-Штиллинга» [«Приключения по смерти» — сочинение немецкого писателя-мистика Юнга-Штиллинга (1740–1817), в 3-х частях, на русском языке вышла в переводе У. М. (т. е. Лабзина) (СПБ. 1805).], в трех частях, и что даже
имя мое напечатано в числе подписавшихся.
Идеи для мира явлений имеют не только художественно-эротическую и религиозно-мистическую достоверность, но и логическую значимость, как общие родовые понятия (κοινόν, το εν επί πολλών, εν είδος εκαστον περί τα πολλά), причем эти понятия не суть только родовые
имена, но выражают самые сущности предметов (οϋσίαι) [О смысловом значении «идей» и «эйдосов» у Платона см.: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии.
Особенное значение здесь имеет сочинение «О божественных
именах», представляющее собой одну из вершин
мистической спекуляции.
Эти запредельные сущности вещей определялись, как числа у пифагорейцев, как
имена в различных
мистических учениях, как идеи у Платона, как творческие формы (энтелехии) у Аристотеля, как буквы еврейского алфавита в Каббале [В первой книге Каббалы («Сефер Иецира» — «Книге творения») утверждается, что все мироздание зиждется на 10 цифрах и на 22 буквах еврейского алфавита; это учение развивается также в книге Зогар (см. прим. 79 к Отделу первому).] [Ср. учение о сотворении мира и об участии в нем отдельных букв, о небесном и земном алфавите в книге Зогар: Sepher ha Sohar, trad, de Jean de Pauly, tome I, 2 а (и далее).
Это сеть религиозное декадентство, импрессионизм, который может прийтись по вкусу разве только любителям «
мистического анархизма» [Направление в русском символизме, связанное с
именем Г. И. Чулкова (1879–1939), книга которого «
Мистический символизм» вышла в С. — Петербурге в 1906 г. со вступительной статьей В. И. Иванова «Неприятие мира».
И здесь снова выступает огромное значение уже кристаллизованного, отлившегося в догматы, культ и быт церковного предания, исторической церкви, которая всегда умеряет самозваные притязания от
имени «церкви
мистической», т. е. нередко от
имени своей личной мистики (или же, что бывает еще чаще и особенно в наше время, одной лишь
мистической идеологии, принимаемой по скудости
мистического опыта за подлинную мистику).
Без момента аскетического, т. е. преодоления низшей природы во
имя высшей, победы над «миром сим» во
имя мира иного, религиозная и
мистическая жизнь немыслима.
Социальная революция, приобретающая
мистическую окраску, и есть третье искушение, отвергнутое Христом во
имя духовной свободы человека.