Неточные совпадения
Я согласен назвать себя
метафизиком, но избегаю называть себя онтологом, так как понятие
бытия считаю проблематическим.
Кантианство убивает не
метафизику, не учение о
бытии, это была бы невелика беда, оно убивает само
бытие, вернее, оно выражает, отражает в жизни совершившееся угашение
бытия, его отдаление от покинутого человека.
Эта точка зрения фатально должна прийти к
метафизике панлогизма, так как признает исключительно рациональность, логичность
бытия и бытийственность исключительно рационального, логического.
Наука говорит правду о «природе», верно открывает «закономерность» в ней, но она ничего не знает и не может знать о происхождении самого порядка природы, о сущности
бытия и той трагедии, которая происходит в глубинах
бытия, это уже в ведении не патологии, а физиологии — учения о здоровой сущности мира, в ведении
метафизики, мистики и религии.
Только христианская
метафизика утверждает реальность
бытия и реальность путей к
бытию, постигает великую тайну свободы, ни на что не разложимой и ни к чему не сводимой, и признает субстанцию конкретной личности, заложенной в вечности.
У рационалистов и
метафизика будет рационалистическая, но
метафизика никогда не была рационалистической у мыслителей религиозных, у мыслителей-мистиков, прикасающихся к живой сущности
бытия.
Попытка во что бы то ни стало осилить рационально недомыслимую тайну Божества в мире, сделать ее понятной неизбежно ведет либо к противоречиям, либо же к явному упрощению и снятию проблемы (как в монизме); вот почему непротиворечивой рациональной
метафизики, имеющей дело с предельными проблемами мирового
бытия, никогда не бывало да и быть не может.
Личный характер
бытия, свою ипостасность, мы даже гипотетически не можем удалить из живого сознания (и в этом заключается лучшее опровержение «
метафизики бессознательного», которая ипостасности хочет противопоставить ее же собственную глубину и основу).
Философия, которая кладет в свою основу понятие
бытия, есть натуралистическая
метафизика.
Метафизика всегда стремилась быть онтологией, философией
бытия.
Правда не на стороне
метафизики понятий, не на стороне онтологии, имеющей дело с
бытием, правда на стороне духовного познания, имеющего дело с конкретной духовной жизнью и выражающего себя символами, а не понятиями.
Христианская этика вообще и этика творчества в частности не приемлет материалистического миросозерцания, основанного на господстве количества и отрицании качества, требующего уравнения по низшему, не допускает
метафизики равенства, истребляющего
бытие, т. е.
метафизики антиперсоналистической, отрицающей личность и ее духовную жизнь.
Познание в категории
бытия может быть формой
метафизики, не свободной от натурализма.
Шопенгауэр, представляющий крайнюю форму аскетической
метафизики буддийского типа, которая считает
бытие злом, знает, по крайней мере, сострадание.
Метафизика слишком легко идет на путь гипостазирования понятий, она принимает понятие за
бытие, создавая соответствующее ей понятие
бытия.
Германский идеализм начала XIX века слишком прошел через критику Канта для того, чтобы идти путем докантовской догматической натуралистической
метафизики, он начинает с субъекта и через субъекта хочет открыть тайну
бытия.
Мистика относится к духу, к плану духовности, рациональная же теология и
метафизика относятся к объективированному
бытию, в котором существование рационализировано и социализировано.
Натурализмом я называю всякую
метафизику, которая познает
бытие как объект, как «природу», хотя бы то была духовная природа.