Неточные совпадения
—
Проблемы индивидуального бытия наиболее резко выявляются именно в трагические эпохи смены одного класса другим.
— Теперь дело ставится так: истинная и вечная мудрость дана проклятыми вопросами Ивана Карамазова. Иванов-Разумник утверждает, что решение этих вопросов не может быть сведено к нормам логическим или этическим и, значит, к счастью, невозможно. Заметь: к счастью! «
Проблемы идеализма» — читал? Там Булгаков спрашивает: чем отличается человечество от человека? И отвечает: если жизнь личности — бессмысленна, то так же бессмысленны и судьбы человечества, — здорово?
«Действительно — таинственный народ. Народ, решающий прежде всего
проблему морали. Марксисты глубоко ошибаются… Как просто она решила с этим, Михаилом…»
Нехлюдов не понял, но Марья Павловна объяснила ему, что это знаменитая математическая
проблема определения отношения трех тел: солнца, луны и земля, и что Крыльцов шутя придумал это сравнение с отношением Нехлюдова, Катюши и Симонсона. Крыльцов кивнул головой в знак того, что Марья Павловна верно объяснила его шутку.
— Ну, что
проблема трех тел? — прошептал еще Крыльцов и трудно, тяжело улыбнулся. — Мудреное решение?
Преобладание России и Англии должно привести к сближению Востока и Запада и к решению
проблемы Востока и Запада.
Работа мысли над
проблемой национальности должна, прежде всего, установить, что невозможно и бессмысленно противоположение национальности и человечества, национальной множественности и всечеловеческого единства.
Проблема отношения человека и общества очень обострилась из-за роли, которую играет социализм в мировой жизни.
Но есть другая сторона в моральной и психологической
проблеме жестокости.
Проблема «духа и машины» имеет огромное значение для русского сознания, она предстоит перед Россией, как
проблема ее будущего.
На Западе
проблема демократии в ее отношении к
проблеме личности давно уже ставится очень сложно.
Проблема, поставленная войной, много глубже.
Проблема женщины у поляков совсем иначе ставится, чем у французов, — это
проблема страдания, а не наслаждения.
Проблема Востока и Запада в сущности всегда была основной темой всемирной истории, ее осью.
Глубина
проблемы в том, что дух не может зависеть от природы и общества и определяться ими.
Проблема справедливости и свободы ставится совсем не в ее чистоте, она погружена в мутную атмосферу.
Преобладание славянского нравственного склада над германским нравственным складом совсем не есть
проблема справедливости.
Философски определить свободу пытались через волюнтаристическое понимание ее, как акта причинности (например, Мен де Биран, Лопатин); но это не доходило до глубины
проблемы.
Проблему империализма нельзя ставить на субъективно-моралистическую почву нашего сочувствия или несочувствия империалистической политике.
Национальность есть
проблема историческая, а не социальная,
проблема конкретной культуры, а не отвлеченной общественности.
На почве такого сознания невозможно разрешение
проблемы отношений человека и общества.
В широких кругах русской интеллигенции этими
проблемами мало интересовались и даже считали их несколько «реакционными».
Эта
проблема совершенно неразрешимая на почве материализма, она могла бы быть разрешима лишь на почве религиозного социализма.
Лишь на этой почве возможно решение
проблемы Ивана Карамазова о слезинке замученного ребенка.
Это связано прежде всего с
проблемой времени, со взглядом на настоящее не как цель в себе, а как средство для будущего, для такого будущего, которое никогда не наступает.
Как соединить решение
проблемы хлеба для всех людей,
проблемы, от которой зависит сама жизнь людей, со свободой, от которой зависит достоинство людей?
Страсти, которые обычно вызывают национальные
проблемы, мешают прояснению сознания.
В сущности
проблема социализма, перед которой стоит современный человек, —
проблема «хлеба» и социальной справедливости — элементарна и относительна.
Но
проблема Востока и Запада не есть
проблема отвлеченной справедливости, это —
проблема конкретного бытия.
И лишь углубление мировоззрения может привести человеческую личность, так трагически поставленную перед мировыми
проблемами, к сознанию своего мирового исторического, а не «частного» только призвания.
Вот почему бесконечно сложна
проблема отношения христианства к войне.
Мы увидим в следующей главе, какое значение тут имеет
проблема смерти, перед которой он поставлен.
Сложность
проблемы свободы в ее социальных последствиях в том, что средний человек масс в сущности не очень дорожит свободой.
Трудно было бы даже сказать, что означает отвлеченная справедливость в применении к турецкой
проблеме.
Россия может сознать себя и свое призвание в мире лишь в свете
проблемы Востока и Запада.
Я думал, что мир приближается путем страшных жертв и страданий к решению всемирно-исторической
проблемы Востока и Запада и что России выпадет в этом решении центральная роль.
Легкого решения
проблемы свободы не существует.
Основная
проблема есть
проблема Богочеловека и Богочеловечества, а не Бога.
Настоящая
проблема свободы есть
проблема творчества.
Проблема национализма и
проблема империализма очень обострены мировой борьбой народов.
Хайдеггер, которого нельзя признать экзистенциальным философом, в своей брошюре, посвященной
проблеме истины, склоняется к онтологическому и объективному пониманию истины.
Ни материализм, ни феноменализм (в разных типах позитивизма), ни экзистенциализм Хайдеггера не могут обосновать самого возникновения
проблемы Истины.
Подход к
проблеме войны всегда был отвлеченно-моралистический, отвлеченно-социологический или отвлеченно-религиозный.
Только решительное обращение нашего сознания к глубине национального бытия и к широте бытия всемирно-исторического ставит перед нами захватывающие творческие
проблемы.
Самостоятельной работы мысли над сложной
проблемой войны у нас не происходило.
Статья вращается вокруг вечной темы русских размышлений, вокруг
проблемы Востока и Запада.
В формуле К. Леонтьева есть некоторое эстетическое преувеличение, но есть в ней и несомненная истина, в ней ставится очень интересная
проблема русской народной психологии.
Для отвлеченных моралистов в оценке исторической борьбы
проблема Востока и Запада просто не существует, она не интересует их.
Перед социальным и политическим сознанием станет мировая ширь,
проблема овладения и управления всей поверхностью земного шара,
проблема сближения Востока и Запада, встреч всех типов и культур, объединения человечества через борьбу, взаимодействие и общение всех рас.