Неточные совпадения
Далее, самая возможность общего понятия, «нарицательного» имени, была бы неразрешимой загадкой: измышляемы могут быть лишь индивидуальные имена, но не общие, которые нуждаются для самого своего возникновения уже в некоторой общей идейной
основе, без нее же раздробленные
логические атомы, индивидуальные имена, не поддавались бы никакому суммированию и обобщению.
Философии тоже не чуждо своеобразное
логическое мифотворчество, и в
основе действительно оригинальных, творческих философских систем всегда лежит — horribile dectu [Страшно произнести (лат.).] — философский миф.
Но раз установленные, они объясняются один из другого уже причинно-механически, на
основе логического принципа непрерывности, в единой связной метафизической системе: в бемовском Боге от первого его движения к откровению до отдаленного уголка мироздания, от ангела до последнего клопа, все понятно, все объясняется, все рационализуется.
Приличествует ли им и чувственная ощутимость, и телесность, составляющая
основу реальности, или их надо понимать лишь как
логические абстракции, снова как nomina rerum?
Догмат нарушает, вернее, не считается с основным требованием
логической дискурсии (с такой отчетливостью формулированным Г. Когеном), именно с непрерывностью в мышлении (Kontinuität des Denkens), которая опирается на порождении им своего объекта (reiner Ursprung [Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных понятий в философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный элемент, на
основе которого формируется все достояние мышления.
Логическая необходимость — такова
основа знания.
Если этические суждения не имеют фактической принудительности науки или
логической принудительности математики, то и все те гносеологические, метафизические и религиозные выводы, которые делает Кант на основании анализа этического переживания («практического разума»), лишены самостоятельной
основы и держатся на этической интуиции.
Поймите же и вы меня: именно из трясины суеверий, из глубокого омута предрассудков и необоснованных верований хочу я извлечь их заблудившуюся мысль и поставить ее на твердые
основы строго
логического мышления.