Неточные совпадения
— Тон и
смысл городской,
культурной жизни, окраску ее давала та часть философски мощной интеллигенции, которая ‹шла› по пути, указанному Герценом, Белинским и другими, чьи громкие имена известны вам.
Во времена моей марксистской молодости один довольно
культурный марксист немецкой формации мне говорил с укором, что, в сущности, я человек религиозный, что у меня есть потребность в оправдании
смысла жизни и в вечности.
Ее понимают в обычном
смысле культурного творчества, творчества «наук и искусств», творчества художественных произведений, писания книг и прочее.
Я сознал религиозный, а не
культурный только
смысл творчества, творчества не оправдываемого, а оправдывающего.
Он наиболее совмещает в себе четыре элемента — религиозный,
культурный в тесном
смысле, политический и общественно-экономический.
Ошибочно, впрочем, было бы думать, что современный простец принадлежит исключительно к числу посетителей мелочных лавочек и полпивных; нет, в численном
смысле он занимает довольно заметное место и в
культурной среде. Это не выходец из недр черни, а только человек, не видящий перед собой особенных перспектив. И ненавистники и солидные ожидают впереди почестей, мест, орденов, а простец ожидает одного: как бы за день его не искалечили.
Я говорю это не в
смысле разности в языке — для
культурного человека это неудобство легко устранимое, — но трудно, почти невыносимо в молчании снедать боль сердца, ту щемящую боль, которая зародилась где-нибудь на берегах Иловли 2 и по пятам пришла за вами к самой подошве Мальберга.
Средний же
культурный человек, даже в том
смысле, ежели чувствовал себя кругом виноватым, считал дело удовлетворительно разрешенным, если ему удавалось в свои отношения к подневольным людям ввести так называемый патриархальный элемент и за это заслужить кличку «доброго барина».
Но дело в том, что по самим условиям своих жизненных преданий, обстановки, воспитания,
культурный человек на этом поприще прежде всего встречается с вопросом: что скажет о моей просветительской деятельности становой (само собой разумеется, что здесь выражение «становой» употреблено не в буквальном
смысле)?
Оправдание техники в широком
смысле слова есть оправдание культуры, и отрицание ее есть желание возврата от состояния
культурного к состоянию природному.
Русская история представлялась ему лишенной
смысла и связи, не принадлежащей ни к Востоку, ни к Западу — отражение той потери
культурного стиля и единства, которая характерна для Петровской эпохи.
У Гердера дух получает
смысл конкретного носителя душевно-культурных первичных форм.
Германский дух создает что-то великое, но не
культурное в строгом
смысле слова.
— Кокотки тут ни при чем. И вообще я тебе удивляюсь, товарищ. При царском режиме рабочий жил, как свинья, — что же, и теперь мы должны жить так же? Я думаю, что рабочий должен повышать свой жизненный и
культурный уровень, в этом и был
смысл нашей великой революции.
В строгом европейском
смысле слова в России почти что и нет культуры, нет
культурной среды и
культурной традиции.
Творчество не есть самосозидание и самосовершенствование в
смысле йоги, христианской святости или толстовства, не есть и созидание
культурных ценностей в «науках и искусствах».
Но недопустимо и в глубочайшем
смысле слова реакционно во имя демократизации и уравнения понижать духовный уровень
культурного слоя, жертвовать качеством во имя количества.
Великороссия есть лишь центральное ядро России, вокруг которого образовалось русское государство и русская культура, но весь
смысл существования этого ядра в том, что оно являлось носителем русской великодержавности и русской
культурной идеи.
Народ, раскрывший в себе высшие качества, народ просветленный и в благородном
смысле слова
культурный есть задание, не данность.
Массы народные отравили нечеловеческой злобной ненавистью к «буржуазии», понятой в очень расширенном
смысле, как все
культурное общество.