Неточные совпадения
— Возвращение человека назад, в первобытное состояние, превращение существа, тонко организованного веками
культурной жизни, в органическое вещество, каким
история культуры и социология показывает нам стада первобытных людей…
«В сущности, есть много оснований думать, что именно эти люди — основной материал
истории, сырье, из которого вырабатывается все остальное человеческое,
культурное. Они и — крестьянство. Это — демократия, подлинный демос — замечательно живучая, неистощимая сила. Переживает все социальные и стихийные катастрофы и покорно, неутомимо ткет паутину жизни. Социалисты недооценивают значение демократии».
«
История — результат
культурной деятельности интеллигенции. Конечно — так. Учение о роли классов в
истории? Это — одна из бесплодных попыток теоретического объяснения социальных противоречий. Не буржуа, не пролетарии пишут
историю, а некто третий».
—
Культурные люди, знатоки
истории… Должны бы знать: всякая организация строится на угнетении… Государственное право доказывает неоспоримо… Ведь вы — юрист…
И — еще раз: эволюция невозможна без сотрудничества классов, — эта истина утверждается всей
историей культурного развития Европы, и отрицать эту истину могут только люди, совершенно лишенные чувства ответственности пред
историей…
Внук тех героев, которые были изображены в картине, изображавшей русское семейство средневысшего
культурного круга в течение трех поколений сряду и в связи с
историей русской, — этот потомок предков своих уже не мог бы быть изображен в современном типе своем иначе, как в несколько мизантропическом, уединенном и несомненно грустном виде.
Я приносил с собой свое личное и русское катастрофическое чувство жизни и
истории, отношение к каждой теме по существу, а не через
культурное отражение.
Западные
культурные люди рассматривают каждую проблему прежде всего в ее отражениях в культуре и
истории, то есть уже во вторичном.
Раскол, характерный для русской
истории, раскол, нараставший весь XIX век, бездна, развернувшаяся между верхним утонченным
культурным слоем и широкими кругами, народными и интеллигентскими, привели к тому, что русский
культурный ренессанс провалился в эту раскрывшуюся бездну.
Русский
культурный ренессанс начала века был одной из самых утонченных эпох в
истории русской культуры.
— Тут была какая-то темная
история. А впрочем, не наше дело. Разве может быть иначе, когда все удовольствие у этих дикарей только в том, чтоб напиться до свинства?
Культурный человек никогда не дойдет до такого положения и не может дойти.
Культурный ренессанс был сорван, и его творцы отодвинуты от переднего плана
истории, частью принуждены были уйти в эмиграцию.
Католичество в
истории было
культурным богатством, а не аскетической бедностью.
Греки остались поэтому первым
культурным событием
истории, — они знали, они делали то, что было необходимо; христианство, презиравшее тело, было до сих пор величайшим несчастием человечества».
Воздух 60-х годов отошел уже в даль
истории. После выстрела Каракозова чувствовалась скорее реакция, чем настоящее"поступательное"движение. Власть затягивала повода, но все-таки тогда еще нельзя было похерить то, что только что было даровано: гласный суд и земские учреждения или университетский устав 1863 года. Поэтому и в остальной жизни, если и не было подъема 60-х годов, то все-таки в интеллигентной сфере произошло неизбежное расширение разных видов
культурной работы.
Думаю, что главное русло русской
культурной жизни, когда время подошло к 60-м годам, было полно молодыми женщинами или зрелыми девушками этого именно этическо-социального типа.
История показала, что они, как сестры, жены и потом матери двух поколений, не помешали русскому обществу идти вперед.
Русская
история представлялась ему лишенной смысла и связи, не принадлежащей ни к Востоку, ни к Западу — отражение той потери
культурного стиля и единства, которая характерна для Петровской эпохи.
Но отрицательно он предшественник коммунизма, он отрицает прошлое, традиции
истории, старую культуру, церковь и государство, отрицает всякое экономическое и социальное неравенство, он громит привилегированные, господствующие классы, не любит
культурную элиту.
Высший
культурный слой, не имевший крепких
культурных традиций в русской
истории, не чувствовавший органической связи с дифференцированным обществом, с сильными классами, гордыми своим славным историческим прошлым, был поставлен между двумя таинственными стихиями русской
истории — стихией царской власти и стихией народной жизни.
Вступление германской расы на арену европейской
истории было вторжением потока северной варварской крови в
культурную латинскую кровь Запада.
В начале XIX века, в эпоху Александра I, быть может в самую
культурную во всей нашей
истории, на мгновение блеснуло что-то похожее на возрождение, была явлена опьяняющая радость избыточного творчества в русской поэзии.
Полупросвещение, классовая философия
истории объясняет все злой волей эксплуататоров и не способна познать те объективные начала государственного, общественного и
культурного бытия, которые возвышаются над всяким произволом людей.
И в самый страшный и ответственный час русской
истории за элементарные блага государства и культуры, за национальное достоинство стоит у нас лишь очень тонкий, немногочисленный
культурный слой.