Неточные совпадения
Положим, вы специалист по какой-нибудь части (я ничего не знаю, я только предполагаю); вы избрали предметом
историю давно перемешавшихся и исчезнувших племен; вы занимаетесь агрономиею,
астрономиею, пчеловодством и проч., и проч.
Положим, ваш покорнейший слуга ровнехонько ничего не смыслит в этих предметах, он круглый невежда в деле
истории, агрономии,
астрономии и проч.; но любит он, например, картины и посвящает время свое на изучение изящных искусств.
И если астрология не может возродиться в наивно-натуралистической форме, как не может возродиться докоперниковский натуралистический антропоцентризм, то супранатуралистическая истина астрологии, которая видит в космосе иные планы бытия, закрытая для
астрономии, возродится, возрождается и никогда не умирала [Беспристрастную и добросовестную
историю астрологии можно найти у Кизеветтера в том томе его
истории оккультизма, который называется «Die Geheimwissenschaften», с.
Но, как в
астрономии новое воззрение говорило: «правда, мы не чувствуем движения земли, но, допустив ее неподвижность, мы приходим к бессмыслице; допустив же движение, которого мы не чувствуем, мы приходим к законам», так и в
истории новое воззрение говорит: «правда, мы не чувствуем нашей зависимости, но, допустив нашу свободу, мы приходим к бессмыслице; допустив же свою зависимость от внешнего мира, времени и причин, приходим к законам».
Как в вопросе
астрономии тогда, как и теперь в вопросе
истории, всё различие воззрения основано на признании или непризнании абсолютной единицы, служащей мерилом видимых явлений. В
астрономии это была неподвижность земли; в
истории, — это независимость личности — свобода.
Точно так же теперь, как Вольтер в свое время, непризванные защитники закона необходимости употребляют закон необходимости, как орудие против религии; тогда как, точно так же, как и закон Коперника в
астрономии, — закон необходимости в
истории не только не уничтожает, но даже утверждает ту почву, на которой строятся государственные и церковные учреждения.
Для
истории признание свободы людей как силы, могущей влиять на исторические события, т. е. не подчиненной законам, есть то же, чтó для
астрономии признание свободной силы движения небесных сил.
Чтобы понять смысл русской революции, мы должны перейти от
астрономии новой
истории к астрологии средневековья.
И как неопределимая сущность силы, двигающей небесные тела, неопределимая сущность силы тепла, электричества, или силы химического сродства или жизненной силы составляют содержание
астрономии, физики, химии, ботаники, зоологии и т. д., точно так же сущность силы свободы составляет содержание
истории.
Как для
астрономии трудность признания движения земли состояла в том, чтобы отказаться от непосредственного чувства неподвижности земли и такого же чувства движения планет, так и для
истории трудность признания подчиненности личности законам пространства, времени и причин состоит в том, чтобы отказаться от непосредственного чувства независимости своей личности.