Неточные совпадения
Новые образования
будущего более ценны, чем охранение одряхлевших
исторических организмов.
Русская политика относительно Польши давно уже стала
историческим пережитком, она связана с далеким прошлым и не дает возможности творить
будущее.
Будущее великого народа зависит от него самого, от его воли и энергии, от его творческой силы и от просветленности его
исторического сознания.
Без такого внутреннего сдвига русский народ не может иметь
будущего, не может перейти в новый фазис своего
исторического бытия, поистине
исторического бытия, и само русское государство подвергается опасности разложения.
Действительно, человеку бывает подчас пусто, сиротливо между безличными всеобщностями,
историческими стихиями и образами
будущего, проходящими по их поверхности, как облачные тени.
Переход от
исторического христианства, которое отходит в прошлое, к христианству эсхатологическому, которому только и принадлежит
будущее, должен означать не возрастание пассивности, а возрастание активности, не возрастание страха, а возрастание дерзновения.
Но эта органичность была лишь в их идеальном
будущем, а не в действительном
историческом прошлом.
Но религиозно осмыслить
исторический прогресс — значит увидеть двойственность
будущего, которую не видят прогрессисты.
Не будучи даже малодушным, он отводит для
исторических утешений скорее отдаленное
будущее, нежели ближайшее настоящее.
Будущий историк, коему позволено будет распечатать дело о Пугачеве, легко исправит и дополнит мой труд — конечно несовершенный, но добросовестный.
Историческая страница, на которой встречаются имена Екатерины, Румянцова, двух Паниных, Суворова, Бибикова, Михельсона, Вольтера и Державина, не должна быть затеряна для потомства.
Всякое
историческое изложение, не одушевленное этой идеей, будет сбором случайных фактов, может быть и связанных между собою, но оторванных от всего окружающего, от всего прошедшего и
будущего.
Но эти караван-сараи — не внешние гостиницы идеи, а ее плоть, без которой она не могла бы осуществиться, — чрево матери, принявшее прошедшее для
будущего, но и живое своею жизнию; каждая фаза
исторического развития имела сама в себе цель и, следственно, награду и удовлетворение.
Исторические государственные формы, в которых жили славяне, не соответствовали внутренней национальной потребности их, потребности, неопределенной, инстинктивной, если хотите, но тем самым заявляющей необыкновенную жизненность и много обещающей в
будущем.
В том, что
исторический опыт до сих пор не давал хороших результатов для учения о добродетели, виновато то ложное предположение, что побуждение, выведенное из понятия долга, будто бы слишком слабо и отдаленно, а что сильнее действует на душу более близкое побуждение, проистекающее из расчета на выгоды, которых надо ждать отчасти в этом, а также и в
будущем мире за исполнение закона.
Человек живет не только в космическом времени природного круговорота и в разорванном
историческом времени, устремленном к
будущему, он живет также во времени экзистенциальном, он существует и вне объективации, которая им же полагается.
Мыслится в отрезке
исторического времени (
будущем) то, что мыслить можно лишь в экзистенциальном времени (конец времени,
исторического времени).
Историческое время есть время разорванное, оно не знает полноты ни в каком настоящем (прошлое и
будущее есть всегда вместе с тем какое-то настоящее).
Историческое время порождает иллюзии: искание в прошлом лучшего, подлинного, прекрасного, совершенного (иллюзия консерватизма) или искание в
будущем полноты совершенства, завершения смысла (иллюзия прогресса).
Наконец, прошлое родного края,
исторические памятники, Волга, ее берега, живительный воздух ее высот и урочищ поддерживали особые настроения, опять-таки в высокой степени благоприятные для нарождения
будущего писателя.
Волга и нижегородская
историческая старина, сохранившаяся в тамошнем кремле, заложили в душу
будущего писателя чувство связи с родиной, ее живописными сторонами, ее тихой и истовой величавостью. Это сделалось само собою, без всяких особых «развиваний». Ни домашние, ни в гимназии учителя, ни гувернеры никогда не водили нас по древним урочищам Нижнего, его церквам и башням с целью разъяснять нам, укреплять патриотическое или художественное чувство к родной стороне. Это сложилось само собою.
Волнуясь и раздражаясь, он стал доказывать, что жизнь предъявляет много разнообразных запросов, и удовлетворение всех их одинаково необходимо, а
будущее само уж должно решить, «
историческою» ли была данная задача, или нет; что нельзя гоняться за какими-то отвлеченными
историческими задачами, когда кругом так много насущного дела и так мало работников.
— Ну не говори… — залепетал магистр, закуривая для чистоты воздуха сигару. — У всякого народа свое
историческое прошлое… свое
будущее…
Утро. Десять часов. Моя maman наливает мне стакан кофе. Я выпиваю и выхожу на балкончик, чтобы тотчас же приняться за диссертацию. Беру чистый лист бумаги, макаю перо в чернила и вывожу заглавие: «Прошедшее и
будущее собачьего налога». Немного подумав, пишу: «
Исторический обзор. Судя по некоторым намекам, имеющимся у Геродота и Ксенофонта, собачий налог ведет свое начало от…»
Уведомили тотчас Волынского, что секретарь его ночует у его приятеля. Да! я забыл еще сказать, что следствием похода была потеря туфли: уверен, что замечание пригодится для
будущего историка-чудака в красном колпаке и для оправдания моего на случай, если б кто упрекнул меня в
исторической неверности.
Высшее национальное сознание должно хранить сотворенные ценности и творить новые ценности народа как великого
исторического целого; оно связывает далекое прошлое с далеким
будущим.
Теперь говорить обо всем этом, кажется, можно только в интересах
исторических, как о любопытном и прискорбном явлении, характеризующем то десятилетие, когда у нас, после охоты к реформам, возобладала безумная страсть перечить всяким улучшениям; но поднять этот вопрос и довести его до того положения, в которое он был уже поставлен графом Д. А. Толстым, в ближайшем
будущем едва ли не безнадежно.
Князь Андрей, постоянно находясь при главнокомандующем, следя за движениями масс и общими распоряжениями и постоянно занимаясь
историческими описаниями сражений, и в этом предстоящем деле невольно соображал
будущий ход военных действий только в общих чертах.
Народ в состоянии здоровья и вменяемости должен решать судьбу России не по произволу своей воли, отдавшейся во власть мгновенных настроений, а по согласию своей воли с
историческим существованием в великом прошлом и великом
будущем.