Неточные совпадения
Что
сила, о которой идет речь, отнюдь не выдуманная — это доказывается тем, что представление об ней даже положило основание целой
исторической школе.
Он доказал эту великую, живучую
силу и
историческую широкость свою и нравственно, и политически.
Я теперь живой, заезжий свидетель того химически-исторического процесса, в котором пустыни превращаются в жилые места, дикари возводятся в чин человека, религия и цивилизация борются с дикостью и вызывают к жизни спящие
силы.
Для
исторического, обращенного к мировым ценностям взгляда на жизнь остается в
силе заповедь Ницше: будьте жестки, тверды.
Мы должны заставить поверить в нас, в
силу нашей национальной воли, в чистоту нашего национального сознания, заставить увидеть нашу «идею», которую мы несем миру, заставить забыть и простить
исторические грехи нашей власти.
Историческая борьба есть борьба за бытие, а не за прямолинейную справедливость, и осуществляется она совокупностью духовных
сил народов.
Капитализм осужден не только потому, что в нем есть моральное зло эксплуатации, но также и потому, что капиталистическая экономика перестала быть продуктивной, мешает дальнейшему развитию производственных
сил и
исторической необходимостью обречена на смерть.
Социальная утопия всегда заключает в себе ложь, и вместе с тем человек в своей
исторической судьбе не может обойтись без социальных утопий, они являются движущей
силой.
Историческая судьба русского народа была жертвенна, — он спасал Европу от нашествий Востока, от татарщины, и у него не хватало
сил для свободного развития.
Будущее великого народа зависит от него самого, от его воли и энергии, от его творческой
силы и от просветленности его
исторического сознания.
Но в своей
исторической судьбе христианство искажалось перед государственной
силой и пыталось сакрализировать эту
силу.
Это основы нашего быта — не воспоминания, это — живые стихии, существующие не в летописях, а в настоящем; но они только уцелели под трудным
историческим вырабатыванием государственного единства и под государственным гнетом только сохранились, но не развились. Я даже сомневаюсь, нашлись ли бы внутренние
силы для их развития без петровского периода, без периода европейского образования.
Да и нет никакой цели подрывать то, что уже само в
силу общего
исторического закона подорвано.
По сравнению с этим
историческое христианство не имеет витальной
силы, которая у него была в прошлом.
Растущая душа стремилась пристроить куда-то избыток
силы, не уходящей на «арифметики и грамматики», и вслед за жгучими
историческими фантазиями в нее порой опять врывался религиозный экстаз. Он был такой же беспочвенный и еще более мучительный. В глубине души еще не сознанные начинали роиться сомнения, а навстречу им поднималась жажда религиозного подвига, полетов души ввысь, молитвенных экстазов.
Закончу это
историческое введение словами св. Александра Невского, которые можно считать характерными для России и русского народа: «Не в
силе Бог, а в правде».
У него другое понимание христианства, византийское, монашески-аскетическое, не допускающее никаких гуманитарных элементов, другая мораль, аристократическая мораль
силы, не останавливающаяся перед насилием, натуралистическое понимание
исторического процесса.
Воинствующее безбожие есть расплата за рабьи идеи о Боге, за приспособление
исторического христианства к господствующим
силам.
Обиженная невинность, пленники у внешнего зла, порабощенные чуждой нам стихией, от которой освобождаемся в
историческом процессе, или мы преступники перед высшей правдой, грешники, порабощенные внутренней для нас
силой зла, за которую мы сами ответственны?
Второе условие есть выявление путем
исторического прогресса сверхчеловеческих
сил, встреча обетований Божьих с обетованиями дьявольскими.
Только религиозное восприятие в
силах решить вопрос, кто Христос и в чем «сущность» христианства;
историческое исследование и философское умозрение само по себе бессильно установить религиозный факт.
Ложь антропологии
исторического христианства и антропологии революционного гуманизма разом и обоготворяет человека, и принижает человека, но не в
силах обожить человеческую природу.
— И тем более, — сказал Лихонин, пропуская вперед приват-доцента, — тем более что этот дом хранит в себе столько
исторических преданий. Товарищи! Десятки студенческих поколений смотрят на нас с высоты этих вешалок, и, кроме того, в
силу обычного права, дети и учащиеся здесь платят половину, как в паноптикуме. Не так ли, гражданин Симеон?
Взойдемте же в этот неизбежный, необходимый дворец войны, и мы будем иметь случай наблюдать, каким образом самый упорный из наших инстинктов, не теряя ничего из своей
силы, преобразовывается, подчиняясь различным требованиям
исторических моментов».
Но, рассуждая таким образом, мы, очевидно, забывали завещанную преданием мудрость, в
силу которой «новые веяния времени» всегда приходили на сцену отнюдь не в качестве поправки того или другого уклонения от
исторического течения жизни, а прямо как один из основных элементов этой жизни.
— Глас девственницы имеет великую
силу над мужским полом, — глубокомысленно изрек о. Крискент. — Сему есть много даже
исторических примеров…
Таким образом, служа полнейшими представителями высшей степени человеческого сознания в известную эпоху и с этой высоты обозревая жизнь людей и природы и рисуя ее перед нами, они возвышались над служебного ролью литературы и становились в ряд
исторических деятелей, способствовавших человечеству в яснейшем сознании его живых
сил и естественных наклонностей.
Сила Иваныч не был нисколько ханжою и даже относился к религии весьма свободно, но очень любил заниматься чтением книг духовно-исторического содержания и часто певал избранные церковные песни и псалмы.
Как человек, осуществивший в своей воле потребности и стремления народа, Петр инстинктивно имел тот такт, который отличает подобных ему
исторических деятелей от непризванных фанатиков, часто принимающих мечты своего расстроенного воображения за истинные потребности века и народа, принимающихся за бесплодное дело не по своим
силам.
Без сомнения, великие
исторические преобразователи имеют большое влияние на развитие и ход
исторических событий в свое время и в своем народе; но не нужно забывать, что прежде, чем начнется их влияние, сами они находятся под влиянием понятий и нравов того времени и того общества, на которое потом начинают они действовать
силою своего гения.
Тогда только и может составиться истинная история царствования Петра, во всей
силе и обширности ученого ее значения, а не биография
исторического лица, с изложением событий, имеющих отношение к этому лицу.
Народы, ощущая призвание выступить на всемирно-историческое поприще, услышав глас, возвещавший, что час их настал, проникались огнем вдохновения, оживали двойною жизнию, являли
силы, которые никто не смел бы предполагать в них и которые они сами не подозревали; степи и леса обстроивались весями, науки и художества расцветали, гигантские труды совершались для того, чтоб приготовить караван-сарай грядущей идее, а она — величественный поток — текла далее и далее, захваты вая более и более пространства.
Признавая реформы Петра произвольными, сделанными наперекор естественному ходу
исторического развития Руси, г. Жеребцов с братиею невольно обнаруживают презрение к русскому народу, неверие в его внутренние
силы.
Брат Павлин с трогательной наивностью перепутывал
исторические события, лица и отдельные факты, так что Половецкому даже не хотелось его разубеждать. Ведь наивность — проявление нетронутой
силы, а именно такой
силой являлся брат Павлин. Все у него выходило как-то необыкновенно просто. И обитель, и о. игумен, и удивительная история города Бобыльска, и собственная жизнь — все в одном масштабе, и от всего веяло тем особенным теплом, какое дает только одна русская печка.
В эти минуты в нем, быть может помимо собственной его воли, но одною только неотразимою
силою жизненного факта, совершался внутренний переворот: из грязи падения, оправдываемого принципом народной,
исторической вражды, вырастало хорошее, честное чувство уважения, любви и благодарности.
В частности, и Четвероевангелие,
исторической оболочкой своей представляющее предмет ученой гиперкритики, есть Вечная Книга лишь для тех, кто изведал его живительную
силу, припадая с открытым сердцем к источнику воды живой.
В том же направлении влияло и происшедшее разделение церквей и откол протестантского сектантства, что лишило христианство, как
историческую и политическую
силу, единства и сплоченности и разделило его на различные и между собою соперничающие части.
Историческая жизнь человечества нуждается в организованных формах общежития, которые установляются властью, ее повелевающей и принуждающей
силой.
Очевидно,
историческое христианство стоит при этом на острие ножа и легко подвергается соблазну извращения, которое мы нередко и наблюдаем в жизни, когда терпение подменяется лицемерием и раболепством, а независимый консерватизм трусливым оппортунизмом, тупой неподвижностью или себялюбивой реакционностью, причем, в
силу этого внутреннего обмирщения, получается какой-то антигуманизм или гуманизм наизнанку.
Для того чтобы поставить трансцендентальную проблему религии, нужно только не иметь никакой предубежденности, ни метафизической или спекулятивной, ни догматической, ни эмпирической: нужно смотреть на жизнь открытыми, простыми глазами и уделить всемирно-историческому факту религии то внимание, которое ему естественно принадлежит, даже хотя бы в
силу ее распространенности.
Последняя вплетается в ткань времени в качестве одной из образующих ее
сил, причем, однако, и при наличности вносимых ею вариантов сохраняет свою
силу общий закон
исторического ряда.
Новосибирск, 1991.]) есть также лишь организованная благотворительность и ничем иным быть не может, и дела милосердия всегда составляли
силу исторического христианства.
Активное отношение к концу истории предполагает более или менее длительный период изменения структуры сознания, духовную и социальную революцию ещё в
историческом времени, которая не может совершиться одними человеческими
силами, но не может совершиться и без человеческих
сил, пассивным ожиданием.
За последнее десятилетие я окончательно изжил последние остатки
исторического романтизма, связанного с эстетизирующим отношением к религии и политике, с идеализацией
исторического величия и
силы.
Государство есть прежде всего организатор природного хаоса, оно движется пафосом порядка,
силы, мощи, экспансии, образования больших
исторических тел.
— Ни у меня, ни у кого нет столько
сил, чтобы сделать это, — с усмешкой ответила Наташа. — А что
исторический ход вещей его выварит, — в этом, разумеется, не может быть сомнения.
Но большевистская революция путем страшных насилий освободила народные
силы, призвала их к
исторической активности, в этом ее значение.
Марксизм есть не только учение
исторического или экономического материализма о полной зависимости человека от экономики, марксизм есть также учение об избавлении, о мессианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе, в котором человек не будет уже зависеть от экономики, о мощи и победе человека над иррациональными
силами природы и общества.
Революция освободила раньше скованные рабоче-крестьянские
силы для
исторического дела.
Не только в природе, но и в истории есть эта хаотическая, буйная стихия. И Тютчев предчувствует
исторические катастрофы, торжество
сил хаотических, которые опрокинут космос. Тютчев консерватор, который не верит в прочность консервативных начал и устоев. Он строит реакционную утопию для спасения мира от хаотической революции. Он воображал, что христианством можно пользоваться как консервативной
силой. Его чисто политические стихотворения слабы, замечательны лишь его космические стихотворения.