Уж и по самой своей незаконченности, неопределенности, именно по тому самому, что обыкновенно оно только «общее место», а не живой
индивидуальный образ или событие, произведение искусства особенно способно вызывать наши воспоминания.
Но мы уже заметили, что в этой фразе важно слово «образ», — оно говорит о том, что искусство выражает идею не отвлеченными понятиями, а живым индивидуальным фактом; говоря: «искусство есть воспроизведение природы в жизни», мы говорим то же самое: в природе и жизни нет ничего отвлеченно существующего; в «их все конкретно; воспроизведение должно по мере возможности сохранять сущность воспроизводимого; потому создание искусства должно стремиться к тому, чтобы в нем было как можно менее отвлеченного, чтобы в нем все было, по мере возможности, выражено конкретно, в живых картинах, в
индивидуальных образах.
Неточные совпадения
Космополитизм есть также отрицание и угашение ценности
индивидуального, всякого
образа и обличья, проповедь отвлеченного человека и отвлеченного человечества.
Не вдаваясь в метафизические суждения о том, каковы на самом деле каузальные отношения между общим и частным (причем необходимо было бы прийти к заключению, что для человека общее только бледный и мертвый экстракт на
индивидуального, что поэтому между ними такое же отношение, как между словом и реальностью), скажем только, что на самом деле
индивидуальные подробности вовсе не мешают общему значению предмета, а, напротив, оживляют и дополняют его общее значение; что, во всяком случае, поэзия признает высокое превосходство
индивидуального уж тем самым, что всеми силами стремится к живой индивидуальности своих
образов; что с тем вместе никак не может она достичь индивидуальности, а успевает только несколько приблизиться к ней, и что степенью этого приближения определяется достоинство поэтического
образа.
Обыкновенно говорят: «Поэт наблюдает множество живых
индивидуальных личностей; ни одна из них не может служить полным типом; но он замечает, что в каждой из них есть общего, типического; отбрасывая в сторону все частное, соединяет в одно художественное целое разбросанные в различных людях черты и таким
образом создает характер, который может быть назван квинт-эссенциею действительных характеров».
Подобным
образом, говорят, можно увидеть и всю жизнь, протяженную во времени, как слитный, вневременной, единый акт, или синтез времени [Этим дается ответ на одно из возражений Аристотеля Платону, когда он указывает, что неизбежно признать идею «вечного Сократа», т. е. идею
индивидуального, между тем как она по существу есть общее.
Но при этом пророке вовсе не есть простой медиум, напротив, ему присуще величайшее напряжение
индивидуальной энергии, — достаточно вызвать в памяти величественные
образы Исайи, Иеремии, Илии и Иоанна Крестителя.
Есть низость в замене
индивидуального существа, которое вы любили, навеки опознав в нем
образ личности, другим существом.
Те несколько
индивидуальных душ, которые отдельно желали общественного перерождения, мало-помалу отыскали, призвали друг друга, сблизились, соединились, поняли себя и составили группу, центр притяжения, к которому стремятся теперь другие души с четырех концов света, как летят жаворонки на зеркало; они составили, таким
образом, общую, коллективную душу, с тем, чтобы люди вперед осуществляли сообща, сознательно и неудержимо предстоящее единение и правильный прогресс наций, недавно еще враждебных друг другу.
Но духовное ядро человека, но
индивидуальный человеческий
образ никогда не определяется классом, не зависит от социальной среды.