Неточные совпадения
Он презирает всякие «
идеи», всякий логос, всякую активность и сопротивляемость духа в отношении к душевному и жизненному
процессу.
В самый трудный и ответственный час нашей истории мы находимся в состоянии идейной анархии и распутицы, в нашем духе совершается гнилостный
процесс, связанный с омертвением мысли консервативной и революционной,
идей правых и левых.
Процесс истории не есть прогрессирующее возвращение человечества к Богу по прямой линии, которое должно закончиться совершенством этого мира:
процесс истории двойствен; он есть подготовление к концу, в котором должно быть восстановлено творение в своей
идее, в своем смысле, освобождено и очищено человечество и мир для последнего выбора между добром и злом.
Процесс истории привел человечество XIX века к
идее прогресса, которая стала основной, вдохновляющей, стала как бы новой религией, новым богом.
Высшая точка христианской истории — аскетический подвиг святых Церкви Христовой, подвиг самоотречения и победы над природой, лишь на поверхности противоречит
идее истории, в подвиге этом — лишь кажущийся выход из
процесса истории.
В конце этого психологического
процесса Маркушка настолько сросся с своей
идеей, что существовал только ею и для нее. Он это сам сознавал, хотя никому не говорил ни слова. Удивление окружавших, что Маркушка так долго тянет, иногда даже смешило и забавляло его, и он смотрел на всех как на детей, которые не в состоянии никогда понять его.
Рядом с
процессом постепенного развития
идей гуманных наблюдается и постепенный рост
идей иного рода.
Воззрение на искусство, нами принимаемое, проистекает из воззрений, принимаемых новейшими немецкими эстетиками, и возникает из них чрез диалектический
процесс, направление которого определяется общими
идеями современной науки.
Жизнь вселенной есть
процесс осуществления абсолютной
идеи.
Та меональная основа телесности, которая в духовном теле остается лишь в потенциальности, ибо побеждена и до конца преодолена
идеей, здесь, в «земном теле», утверждает свою актуальность, а
идея становится только искомой и заданной; отсюда и возникает
процесс, развитие, становление.
Практическое устремление религии Abgeschiedenheit есть буддийская нирвана, не только акосмизм, но и антикосмизм: вырваться из мира, который возникает чрез раздвоение твари и Бога, в изначальное божественное ничто. Очевидно, это воззрение не дает места
идее истории, мирового
процесса, мирового свершения: идеал восстановления первоначального состояния, апокатастасйс, есть здесь голое отрицание мира.
В системе Шеллинга (я разумею, конечно, его последнюю, наиболее совершенную и договоренную систему «Philosophie der Offenbarung») с ее учением о самораскрытии троичного Божества через мировой
процесс идея отрицательного богословия о трансцендентности Божества соответствует лишь определенному моменту бо-. жественной и космической диалектики.
Если нет Бога, если нет Искупителя и искупления, если нет смысла исторического
процесса, скрытого для «Эвклидова ума», то мир должен быть отвергнут, то от грядущей гармонии должно отказаться, то прогресс есть безобразная
идея.
А платоническое учение о том, что все человечество и весь космос предвечно завершены на небе, в
идеях Божьих, превращает мировой
процесс в комедию и лишает человека реальной активности и реальной свободы.
И Достоевский исследует динамические
процессы в жизни
идей.
Для Гегеля «различные категории не суть собрания отдельных изолированных
идей, которые мы находим в наших умах и которые мы прилагаем к вещам одну за другой, подобно тому как мы стали бы перебирать связку ключей, пробуя их один за другим на многих замках; он пытается доказать, что категории не суть внешние орудия, которыми пользуется разум, но элементы целого или стадии сложного
процесса, который в своем единстве есть самый разум» (там же, с. 182).
Идея «социальной революции» по существу не творческая
идея, и она предполагает неизбежность социального катаклизма именно потому, что никакого творческого социального
процесса, устраняющего зло, не происходило, а происходило лишь фатальное и неотвратимое нарастание социального зла.
Колонизация окраин, которая совершалась на протяжении всей русской истории, не была злым недоразумением, это был внутренне оправданный и необходимый
процесс для осуществления русской
идеи в мире.