Парменид учит нас, что есть только бытие, небытия же вовсе не существует; правда, он имел при этом в виду свое неподвижное, абсолютное Единое, субстанцию мира, которой только и принадлежит бытие, вне же ее ничего нет. В применении к такому понятию абсолютного, очевидно, не имеет никакого значения
идея небытия. Однако не так просто обстоит это в применении к действию Абсолютного, к творческому акту, которым оно вызывает к существованию несуществовавшее доселе, т. е. небытие, творит из ничего.
Неточные совпадения
Денационализация, проникнутая
идеей интернациональной Европы, интернациональной цивилизации, интернационального человечества, есть чистейшая пустота,
небытие.
Идея всеобщего спасения, очень притягательная и заключающая в себе долю истины, легко превращается в злой соблазн, когда она понимается в смысле спасения не только полноты бытия, но и самого зла, которое есть
небытие.
Дитя-мир — несовершенное, не равное Отцу по достоинству, не осуществленная
идея бытия, бытие, смешанное с
небытием.
Ниже мы вернемся к
идеям бытия и
небытия, которые прежде всего должны быть исследованы онтологической гносеологией.
Вся неисходность противоположения единого и всего, заключенная в понятии всеединства, сохраняется до тех пор, пока мы не берем во внимание, что бытие существует в ничто и сопряжено с
небытием, относительно по самой своей природе, и
идея абсолютного бытия принадлежит поэтому к числу философских недоразумений, несмотря на всю свою живучесть.
По
идее же творения устрояется и получает жизнь именно
небытие, «ничто», из которого создан мир.
Должны существовать
идеи не только настоящих вещей, но и прошедших, даже
идеи отрицания, относительного, гибнущего, смерти, уничтожения и под Сила этого аргумента заключается в прямом отожествлении понятий, возникающих в мире явлений и по поводу их, с самыми
идеями, но это прямолинейное отожествление отнюдь не вытекает из платоновского учения, ибо мир
идей, хотя и имманентен миру явлений, как его основа, но вместе с тем и принципиально от него отличается
Идеи в нем погружены в становление и
небытие, терпят многочисленные преломления и отражения, собственно и составляющие область относительного.
Таков, по Платону, окружающий нас телесный мир: каждая вещь в нем находится между миром
идей (причастна
идее) и
небытием.] в смысле Платона).
Понятий абсолютно антиидейных и внесофийных нет и быть не может, ex nihilo nihil fit [Из ничего не происходит ничего (лат.).], и даже пустейшие и ничтожнейшие или ложные понятия суть паразиты, вырастающие на живом древе
идей; но также не может быть и понятий вполне и безусловно софийных, ибо понятия рождаются из дискурсивного мышления, которое соответствует раздробленному состоянию мира, сотканного из бытия и
небытия, и подлинно софийная
идея не есть уже понятие мышления, но выходит за пределы разума (о чем ниже).
Потому те из представителей «отрицательного богословия», которые, отрицая в применении к Божеству всякое кто или что, тем не менее оставляют в качестве единственного его атрибута бытие, взятое в его противоположности к
небытию, неправомерно вводят в трансцендентную
идею Божества определение, заимствованное из области имманентного [Так, напр., Филон Александрийский, утверждая бескачественность Бога, в то же время приписывает ему, в качестве единственного определения, бытие: о ων (Vita Mos. 1 (14) 75. IV, 115).
Грехопадение есть лишь возврат от бытия к
небытию, есть свободное сопротивление Божьему творению и Божьей
идее о человеке.
Человек произошел от Бога и от праха, от Божьего творения и от
небытия, от Божьей
идеи и свободы.
Мир и центр мира человек — творение Бога через Премудрость, через Божьи
идеи и вместе с тем дитя меонической несотворенной свободы, дитя бездны,
небытия.
Соблазн возврата к изначальному, предмирному
небытию свободно преодолевается бытием, согласным с Божьей
идеей о бытии.
В человеке есть принцип свободы, изначальной, ничем и никем не детерминированной свободы, уходящей в бездну
небытия, меона, свободы потенциальной, и есть принцип, определенный тем, что он есть образ и подобие Божье, Божья
идея, Божий замысел, который она может осуществить или загубить.