Неточные совпадения
— Но, по вере вашей, Кутузов, вы не можете претендовать на роль вождя. Маркс не разрешает это, вождей — нет, историю делают массы. Лев
Толстой развил эту ошибочную
идею понятнее и проще Маркса, прочитайте-ка «Войну и мир».
Во вторую половину жизни он сочувствовал религиозным
идеям Л.
Толстого.
Кстати сказать, несмотря на мою большую любовь к Л.
Толстому, я всегда относился отрицательно и враждебно к
идее, положенной в основу «Анны Карениной».
И даже более: довольно долго после этого самая
идея власти, стихийной и не подлежащей критике, продолжала стоять в моем уме, чуть тронутая где-то в глубине сознания, как личинка трогает под землей корень еще живого растения. Но с этого вечера у меня уже были предметы первой «политической» антипатии. Это был министр
Толстой и, главное, — Катков, из-за которых мне стал недоступен университет и предстоит изучать ненавистную математику…
Религиозная драма самого Л.
Толстого была бесконечно глубже его религиозно-философских
идей.
Религиозная тема. Религиозный характер русской философии. Разница между богословием и религиозной философией. Критика западного рационализма. Философские
идеи Киреевского и Хомякова.
Идея соборности. Владимир Соловьев. Эротика. Интуиция всеединства. Бытие и сущее.
Идея богочеловечества. Учение о Софии. «Смысл любви». Религиозная философия Достоевского и Л.
Толстого. Русская религиозная мысль в духовных академиях. Архиепископ Иннокентий. Несмелов. Тареев.
Но
Толстой более свободен от внешнего налета традиционных
идей, в нем меньше смешанности.
Это есть различие между русской и немецкой
идеей, между Достоевским и Гегелем, между Л.
Толстым и Ницше.
Деятели русской революции жили
идеями Чернышевского, Плеханова, материалистической и утилитарной философией, отсталой тенденциозной литературой, они не интересовались Достоевским, Л.
Толстым, Вл. Соловьевым, не знали новых движений западной культуры.
Высокая оценка
Толстого в истории русской
идеи совсем не означает принятия его религиозной философии, которую я считаю слабой и неприемлемой с точки зрения христианского сознания.
В русскую
идею Л.
Толстой входит, как очень важный элемент, без которого нельзя мыслить русского призвания.
Даже непримиримость к «звериному» началу государственности у Л. Н.
Толстого, у которого все положительные
идеи облекаются в отрицания, принимают форму «нетовщины», говорит о том же, как и мистическая революционность интеллигенции с ее исканиями невидимого грядущего града [К этому стану в последние годы литературно примкнул и Д. С. Мережковский.
Обыкновенно «
идея» романа, закрепленная этим эпиграфом, понимается так, как высказывает ее, например, биограф
Толстого П. И. Бирюков: «Общая
идея романа выражает мысль о непреложности высшего нравственного закона, преступление против которого неминуемо ведет к гибели, но судьей этого преступления и преступника не может быть человек».
Параллельно с историей исканий князя Андрея в романе идет история исканий Пьера Безухова. Параллелизм этот не случаен. Именно в нем скрыта глубочайшая
идея самого великого из творений
Толстого.
Только Лев
Толстой довел
идею анархизма до религиозной глубины.
Женившись, он поселился в деревне, недалеко от Нижнего, и стал чем-то вроде Л.Н.
Толстого по проповеди опрощения и по опытам разных усовершенствований в домоводстве, по
идеям сближения с народом и работе над его просвещением, по более гуманному отношению к своим крепостным.
И
Толстой и Достоевский проповедуют всечеловечность, и это русская
идея.
Толстой представляется настоящим христианином, верным евангельским заветам, тот самый
Толстой, которому чужда была, как никому, самая
идея искупления, который совершенно лишен был интимного чувства Христа.
И, таким образом, в этом неосмотрительном злорадстве люди, вовсе не сочувствовавшие неподвижности духовного суда, дали своим зложеланием перевес
идеям этой неподвижности: реформа настоятельной надобности была отвергнута, и это было большою радостью для людей, у которых любовь к родине и ее вере и церкви не могла возобладать над их личными чувствами к гр.
Толстому.