Неточные совпадения
— Ну, —
в привычках мысли,
в направлении ее, — сказала Марина, и брови ее вздрогнули, по глазам скользнула тень. — Успенский-то, как ты знаешь, страстотерпец был и чувствовал себя жертвой миру, а супруг мой — гедонист, однако не
в смысле только
плотского наслаждения жизнью, а — духовных наслаждений.
Так вы, ныне во Христе сочетавшиеся брат и сестра, когда слышали заповедь божию Адаму и Еве: «плодитеся, множитеся и населяйте землю», то заповедь сия,
в плотском своем
смысле, не токмо язычниками, но и скотами бессловесными исполняемая, для вас, христиан, дважды рожденных, не
плотское токмо должна содержать разумение.
И потому, как бы мы ни скрывали это от себя, мы не можем не видеть, что
смысл жизни нашей не может быть ни
в нашем личном
плотском существовании, подверженном неотвратимым страданиям и неизбежной смерти, ни
в каком-либо мирском учреждении или устройстве.
Для людей, смотрящих на
плотскую любовь как на удовольствие, рождение детей потеряло свой
смысл и, вместо того чтобы быть целью и оправданием супружеских отношений, стало помехой для приятного продолжения удовольствий, и потому и вне брака и
в браке стало распространяться употребление средств, лишающих женщину возможности деторождения. Такие люди лишают себя не только той единственной радости и искупления, которые даются детьми, но и человеческого достоинства и образа.
В этом
смысле можно ее определить и как начало звериное (по обычному словоупотреблению
в пророческих книгах): впрочем, «звериное» здесь не значит зверское, нечеловеческое, а только
плотское, «душевное», относительное.
И потому жизнь
плотская среди этих гибельных условий, есть, напротив, нечто самое неестественное
в смысле материальном.
Только если бы люди были боги, как мы воображаем их, только тогда они бы могли любить одних избранных людей; тогда бы только и предпочтение одних другим могло быть истинною любовью. Но люди не боги, а находятся
в тех условиях существования, при которых все живые существа всегда живут одни другими, пожирая одни других, и
в прямом и
в переносном
смысле; и человек, как разумное существо, должен знать и видеть это. Он должен знать, что всякое
плотское благо получается одним существом только
в ущерб другому.
Если разуметь жизнь загробную
в смысле второго пришествия, ада с вечными мучениями, дьяволами, и рая — постоянного блаженства, то совершенно справедливо, что я не признаю такой загробной жизни; но жизнь вечную и возмездие здесь и везде, теперь и всегда, признаю до такой степени, что, стоя по своим годам на краю гроба, часто должен делать усилия, чтобы не желать
плотской смерти, то есть рождения к новой жизни, и верю, что всякий добрый поступок увеличивает истинное благо моей вечной жизни, а всякий злой поступок уменьшает его.
Третье то, что
в нашем обществе, вследствие опять того же ложного значения, которое придано
плотской любви, рождение детей потеряло свой
смысл и, вместо того чтобы быть целью и оправданием супружеских отношений, стало помехой для приятного продолжения любовных отношений, и что потому и вне брака и
в браке, по совету служителей врачебной науки, стало распространяться употребление средств, лишающих женщину возможности деторождения, или стало входить
в обычай и привычку то, чего но было прежде и теперь еще нет
в патриархальных крестьянских семьях: продолжение супружеских отношений при беременности и кормлении.