Неточные совпадения
Пытались разгадать тайну познания гносеологическим анализом субъекта и его элементов, тщательным отделением субъекта от бытия, выделением «
мышления»
в замкнутую и самостоятельную
область, живущую по своему закону.
Культурный человек вообще есть личность,
в значительной степени пользующаяся досугом, имеющая более или менее отчетливые представления о комфорте и жизненных удобствах, охотно делающая экскурсии
в область эстетики и спекулятивного
мышления, но очень редко обладающая прикладными знаниями, то есть тем именно орудием, которое более всего необходимо, чтоб быть деятелем-земледельцем.
Примирение науки — снова начатая борьба, достигающая примирения
в практических
областях; примирение науки —
в мышлении, но «человек не токмо мыслящее, но и действующее существо» [Это сказал Гёте; Гегель
в «Пропедевтике» (том XVIII, § 63) говорит: «Слово не есть еще деяние, которое выше речи».
Ибо, если есть
область,
в которой неадекватность
мышления своему предмету ясна уже
в самой проблеме, то это, конечно, религия, опирающаяся на единство трансцендентного и имманентного.
Отсюда заключает Гегель, что и «самое скудное определение непосредственного знания религии… не стоит вне
области мышления… принадлежит мысли» (70) [
В прим. 39 (стр. 419) А. Древе справедливо замечает: «Гегель забывает здесь, что бытие логики обозначает только чистое понятие бытия, а не самое это бытие, что утверждение...
Поэтому могут быть случаи,
в которых
мышление роковым образом запутывается
в противоречиях и впадает
в антиномии, и вполне естественно, что к таковым
областям принадлежит, даже должна принадлежать религия.
Религиозный алогизм Шлейермахера, являющийся следствием его имманентизма, вызвал гневную и резкую критику со стороны представителя противоположного, панлогического полюса
в имманентизме — именно Гегеля, для которого религия покрывается
областью логического
мышления.
Мысли о бесцельности жизни, о ничтожестве и бренности видимого мира, соломоновская «суета сует» составляли и составляют до сих пор высшую и конечную ступень
в области человеческого
мышления.
Если бы
область человеческого знания ограничивалась одним отвлеченным
мышлением, то, подвергнув критике то объяснение власти, которое дает наука, человечество пришло бы к заключению, что власть есть только слово и
в действительности не существует. Но для познавания явлений, кроме отвлеченного
мышления, человек имеет орудие опыта, на котором он поверяет результаты
мышления. И опыт говорит, что власть не есть слово, но действительно существующее явление.
В последнем анализе мы приходим к кругу вечности, к той крайней грани, к которой во всякой
области мышления приходит ум человеческий, если не играет своим предметом. Электричество производит тепло, тепло производит электричество. Атомы притягиваются, атомы отталкиваются.