Неточные совпадения
«Вот этот народ заслужил право на свободу», — размышлял Самгин и с негодованием
вспоминал как о неудавшейся попытке обмануть его о славословиях русскому
крестьянину, который не умеет прилично жить на земле, несравнимо более щедрой и ласковой, чем эта хаотическая, бесплодная земля.
Но минутами его уверенность в конце тревожных событий исчезала, как луна в облаках, он
вспоминал «господ», которые с восторгом поднимали «Дубинушку» над своими головами; явилась мысль, кого могут послать в Государственную думу булочники, метавшие с крыши кирпичи в казаков, этот рабочий народ, вывалившийся на улицы Москвы и никем не руководимый,
крестьяне, разрушающие помещичьи хозяйства?
Он стал
вспоминать: гадости не было, поступка не было дурного, но были мысли, дурные мысли о том, что все его теперешние намерения — женитьбы на Катюше и отдачи земли
крестьянам — , что всё это неосуществимые мечты, что всего этого он не выдержит, что всё это искусственно, неестественно, а надо жить, как жил.
И царю казалось, что слова старца не оставили в нем никакого следа, но раза два в продолжение дня он
вспоминал о казни
крестьян, о помиловании которых просила телеграммой Свентицкая.
Вспомни, что в мою компетенцию входили не одни дворяне, но и
крестьяне.
Санина точно что в бок кольнуло. Он
вспомнил, что, разговаривая с г-жой Розелли и ее дочерью о крепостном праве, которое, по его словам, возбуждало в нем глубокое негодование, он неоднократно заверял их, что никогда и ни за что своих
крестьян продавать не станет, ибо считает подобную продажу безнравственным делом.
— Итак,
вспомните, что вы помещик, — продолжал Фома, опять не слыхав восклицания дяди. — Не думайте, чтоб отдых и сладострастие были предназначением помещичьего звания. Пагубная мысль! Не отдых, а забота, и забота перед Богом, царем и отечеством! Трудиться, трудиться обязан помещик, и трудиться, как последний из
крестьян его!
В скором времени сам владетель села Кузьминского стал приготовляться в дорогу. За всеми этими хлопотами он, конечно, не мог не забыть сиротки и, без сомнения, вернулся бы в Петербург, не
вспомнив даже о намерении пристроить бедную сиротку, если б один совершенно неожиданный случай не навел его опять на прежнюю мысль. Доложили, что мужички пришли и просят позволения лично поговорить с его милостью. Барин отправился в прихожую, где
крестьяне в молчании ожидали его появления.
Крестьяне ему не противоречат, отлично зная, что на другой день сотский даже и не
вспомнит о своем вдохновенном предприятии.
Не удивительно также, что честные отцы и мужья не находят суда на помещика благодаря прекрасному судебному устройству в России; они большею частью находятся в положении того господина Тьерселен, у которого Берье украл, по поручению Людовика XV, одиннадцатилетнюю дочь. Все эти грязные гадости возможны: стоит только
вспомнить грубые и развращенные нравы части русского дворянства, чтобы в этом убедиться. Но что касается до
крестьян, то они далеко не равнодушно переносят разврат своих господ.
Все скитские жители с умиленьем
вспоминали, какое при «боярыне Степановне» в Улангере житие было тихое да стройное, да такое пространное, небоязное, что за раз у нее по двенадцати попов с Иргиза живало и полиция пальцем не смела их тронуть [В Улангерском скиту, Семеновского уезда, лет тридцать тому назад жил раскольничий инок отец Иов, у которого в том же Семеновском уезде, а также в Чухломском, были имения с крепостными
крестьянами.
И старец сказал: «Это одна чаша с маслом так заняла тебя, что ты ни разу не
вспомнил о боге. А
крестьянин и себя, и семью, и тебя кормит своими трудами и заботами, и то два раза в день
вспоминает о боге».
И тут я еще раз хочу подтвердить то, что уже высказывал в печати,
вспоминая свое детство. «Мужик» совсем не представлялся нам как забитое, жалкое существо, ниже и несчастнее которого нет ничего. Напротив! Все рассказы дворовых — и прямо деревенских, и родившихся в дворне — вертелись всегда на том, как привольно живется
крестьянам, какие они бывают богатые и сколько разных приятностей и забав доставляет деревенская жизнь.
Я родился через шесть лет после освобождения
крестьян, — значит, крепостного права не застал. Но когда
вспоминаю деревню в мои детские годы, мне начинает казаться, что я жил еще во время крепостного права. Весь дух его целиком еще стоял вокруг.
— Да, слишком хорошо, — ввернул Ранеев свое слово в речь противников. — Только
вспомнишь о нем, так мороз по коже подирает. Стоит только поставить рядом русского
крестьянина и белорусца. Что ест этот несчастный, в чем одет, под какой кровлей живет? И свет-то Божий проходит у него со двора через крошечные отверстия вместо окошек, а не с улицы. Какой-то сочинитель писал, что и собаки, увидав панскую бричку, с испуга бросаются в подворотни.
Вскоре после приезда Григория Александровича в столицу, императрица объявила Зубову, что дарит ему за заслуги имение в Могилевской губернии, заселенное 15 000 душ
крестьян, но потом спохватилась,
вспомнив, что имение это уже подарено Потемкину.