Останавливая человека на простом событии чувственной достоверности, начав с ним личные умствования, она развивает в нем родовую идею,
всеобщий разум, освобожденный от личности.
Неточные совпадения
Наконец до того разъярились, что стали выбегать на улицу и суконными языками, облитыми змеиным ядом, изрыгали хулу и клевету. Проклинали человеческий
разум и указывали на него, как на корень гнетущих нас зол; предвещали всевозможные бедствия, поселяли в сердцах тревогу, сеяли ненависть, раздор и междоусобие и проповедовали
всеобщее упразднение. И в заключение — роптали, что нам не внимают.
Разум сущий прояснил для себя в науке, свел свои счеты с прошедшим и настоящим, — но осуществиться будущему надобно не в одной
всеобщей сфере.
Сфера науки —
всеобщее, мысль,
разум как самопознающий дух, и в ней она исполнила главную часть своего призвания — за остальную можно поручиться.
Личность человека, противопоставляя себя природе, борясь с естественною непосредственностью, развертывает в себе родовое, вечное,
всеобщее,
разум.
Деяние отвлеченного
разума — мышление, уничтожающее личность; человек бесконечен в нем, но теряет себя; он вечен в мысли, но он — не он; деяние отвлеченного сердца — частный поступок, не имеющий возможности раскрыться во
всеобщее; в сердце человек у себя — но преходящ.
В науке дилетанты находят одно
всеобщее —
разум, мысль, по превосходству,
всеобщее; наука перешагнула за индивидуальности, за случайные и временные личности; она далеко оставила их за собою, так что они незаметны из нее.
Т. 5. С. 296).], и в то же время оно притязает на объективность и общезначимость своих оценок, что и приводит Канта к постановке вопроса: «как возможны синтетические суждения a priori в области эстетики?» Художественный вкус поэтому становится у Канта «Vermögen» [Способность, возможность, сила (нем.).] и рассматривается как аналогичная
разуму способность a priori оценивать сообщаемость (Muttheilbarkeit) чувств, которые связаны с данным представлением (без посредства понятия) (160) [«Вкус можно было бы даже определить как способность суждения о том, чему наше чувство придает
всеобщую сообщаемостъ без посредства понятия» (Кант И. Соч...
Чем более человек заставляет в разумном мышлении действовать за себя самое дело, отказывается от своей обособленности, относится к себе как к
всеобщему сознанию, его
разум не ищет своего в смысле особного, и тем менее может он впасть в это противоречие, ибо он,
разум, и есть самое дело, дух, божественный дух» (17) [Ср. там же.
Разум греческой философии,
разум немецкого идеализма есть
разум безличный,
разум всеобщий.