Цитаты из русской классики со словосочетанием «вселенские соборы»
Соборность церковная не есть какой-либо авторитет, хотя бы авторитет собора епископов и даже
вселенских соборов, а есть пребывание в общении и любви церковного народа и Духа Святого.
Парламентская чернь отвечала на одну из его речей: «Речь — в „Монитер“, оратора — в сумасшедший дом!» Я не думаю, чтоб в людской памяти было много подобных парламентских анекдотов, — с тех пор как александрийский архиерей возил с собой на
вселенские соборы каких-то послушников, вооруженных во имя богородицы дубинами, и до вашингтонских сенаторов, доказывающих друг другу палкой пользу рабства.
Я испытываю боль, читая историю
Вселенских соборов.
Не там действует Дух Св., где по формальным признакам
вселенский собор, а там вселенский собор, где действует Дух Св.
Вспомним творческий период жизни Церкви, период
вселенских соборов, когда вселенская церковная истина побеждала бесчисленные ереси.
Кто может за то поручиться, что Несторий, Арий, Евтихий и другие еретики быть бы могли предшественниками Лутера и, если бы
вселенские соборы не были созваны, что бы Декарт родиться мог десять столетий прежде?
— Ежели бы я был член святейшего синода, — отвечал священник, — то я прямо подал бы мнение, что никакого раскола у нас быть совсем не должно! Что он такое за учение? На каком
вселенском соборе был рассматриваем и утверждаем?.. Значит, одно только невежество в нем укрывается; а дело правительства — не допускать того, а, напротив, просвещать народ!
Вспомнили бы словеса Григория Богослова: «Почто твориши себя пастырем, будучи овцою, почто делаешися главою, будучи ногою?» Скажи им, что мы свято храним правила
вселенских соборов и святых отец, а в шестьдесят четвертом правиле шестого собора что сказано?
— Госпожа Израэл, что с вами? — недоумевал наш снисходительный институтский батюшка отец Василий, когда на уроке закона Божия, вместо того, чтобы рассказать о первом
вселенском соборе, я понесла несусветную чушь о патриархе Никоне и сожжении священных книг.
III
Вселенский собор состоялся в 451 г. в Халкидоне, отменил решения Эфесского собора (см. прим. 137) и осудил как ересь учение Македонка, возглавлявшего так наз. пневматомахов (духоборцев), последователей Ария.
— Изгидошася! Что означает, по-твоему, это самое слово? Как скажешь? — спрашивал молодого поповца седоватый дрождник и проговорил свои слова так властно и решительно, будто спорный вопрос о догмате на
Вселенском соборе решал.
Подлинно христианской религиозной антропологии не могло быть в христианстве святоотеческом, в христианстве
вселенских соборов.
Первый
вселенский собор (в 325 году) ясно определил строгую эпитимью за возвращение в войска христиан, оставивших службу. Подлинные слова этого постановления в переводе, признанном православной церковью, таковы...
И так всё далей и далей, гонит стезю аж вплотную до святых
вселенских соборов и отцов, и аввы Дорофея, и исчисления их: «На одном точию 418 святых было…» Не угодно ли!
Истины антропологии и космологии не были еще достаточно раскрыты христианством
вселенских соборов и учителей Церкви.
Вселенские соборы собираются византийскими императорами, которые считаются церковным чином.
Полицейские кондотьеры съезжались на свои
вселенские соборы и тайно совещались об общих мерах международного шпионства.
Для Хомякова
вселенский собор тоже не был авторитетом, навязывающим церковному народу свое понимание христианской истины.
Где был подлинный
вселенский собор, а где не подлинный, как, например, «разбойничий», решает церковный народ, т. е. решает дух соборности.
Духа на
вселенских соборах, но, исходя из них, можно раскрыть цельную систему гнозиса.
На
вселенских соборах дело шло не о философских теориях, а о жизни и смерти, о религиозном восприятии таинственных реальностей.
Христианское сознание выработало на
вселенских соборах догмат о богочеловечности Христа; оно же открыло греховность человеческой природы.
— А что на этот счет гласят правила апостольские, и первого собора, и Лаодикийского, и седьмого
вселенского собора? — спросила Полихрония.
Подробнее см.: Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви: В 6 т. Т. 4: История церкви в период
вселенских соборов.
История догматических движений в эпоху
вселенских соборов.
Христианский символ веры был принят на Никейском
вселенском соборе (325 г.), затем дополнялся на Константинопольском соборе (381 г.).
Но столь же католически или внешне понимают кафоличность и те их антагонисты, которые считают раскол церквей достаточным основанием прекратить искание догматической истины под предлогом, что
вселенский собор теперь невозможен, а потому можно спать спокойно.
Из понятия кафоличности (соответствующего и непреложному обетованию: «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди их» [Мф. 18:20.], а, стало быть, в них почиет и ум Христов, т. е. сама истина) следует, что внешний масштаб соборности имеет значение скорее для признания истины, чем для ее нахождения:
вселенский собор, притом не по имени только, но реально, возможен и теперь нисколько не меньше, чем прежде.
Если собрание «двух или трех верующих» ощутит себя реально кафоличным и на самом деле будет таковым, то зерно
вселенского собора тем самым уже дано, а признание его есть дело дальнейшей церковной истории [Разве же св. Афанасий Великий с горстью своих сторонников не являлся носителем подлинного кафолического сознания Церкви в то время, когда количественное ее большинство упорствовало в ереси?].
И теперь, когда христианская церковь расколота, по крайней мере, на две части, значит ли это, что вовсе не может быть провозглашена кафолическая истина, хотя теперь внешне и не возможен
вселенский собор?
[Никейская формула» или, точнее, Никейский символ веры был принят на I
Вселенском соборе в 325 г. в Никее, собор осудил арианство как ересь.
Бывали тому примеры и в древней церкви, во дни
вселенских соборов.
Нет окончательного антропологического откровения и в догматах
вселенских соборов, раскрывавших лишь тайну христологическую, тайну искупления.
Догматическое сознание
вселенских соборов было лишь объективированным переводом того, что непосредственно увидалось в мистическом опыте.
Это мнение весьма распространено у раскольников всех толков.], хотя и князь, или судия, или боярин, а все в бородах и промежду их закон божий, сиречь вечное евангелие и седмью
вселенскими соборами утвержденное кормило, душевный корабль, сиречь книга Кормчая и прочия Богом вдохновенныя: св. Кирилла, Иоанна Златоустого или преподобнаго Ефрема [Здесь упоминаются те книги, которые, будучи напечатаны при патриархе Иосифе, особенно уважаются раскольниками: «Кириллова книга», составленная Стефаном Зизанием, «Маргарит» Иоанна Златоустого и «Книга Ефрема Сирина».
Потому здесь не имеет решающего значения и количественный критерий: едва ли хоть один
вселенский собор был действительно вселенским в том смысле, чтобы на нем были представители всех поместных церквей, и наоборот, собор, имевший внешние признаки вселенского, мог оказаться «разбойничьим» и еретическим (Ефесский [На Эфесском соборе 449 г. под председательством александрийского епископа Диоскора было осуждено учение папы Льва I о двух природах в одном лице («дифизитство») и отлучен константинопольский епископ Флавиан.
VII
Вселенский собор (786–787, Константинополь, Никея) осудил иконоборчество — еретическое течение в Византии, возникшее под влиянием иудаизма и ислама, запрещающих изображать Бога.].
Неточные совпадения
Вселенский характер церковного
собора не имеет внешних формальных признаков.
Юность — сердце мира, верь тому, что говорит она в чистосердечии своём и стремлении к доброму, — тогда вечно светел будет день наш и вся земля облечётся в радость и свет, и благословим её —
собор вселенского добра».
— Я учусь! — скромно говорит Ваня и от радости становится как бы прозрачным. — Мне бы вот книгу о
соборах вселенских надобно, как выбирались епископы на
соборы эти, от чьего имени устанавливали каноны и вообще — как всё это делалось?
Она набрана и отпечатана еще при патриархе Иосифе, но вышла в свет в первый год патриаршества Никона («Кормчая» была издана еще в 1650 г. в Москве — не полна и теперь весьма редка, в 1787 г., в Москве же, в 2 частях, в 1842 году, в Петербурге, в весьма сокращенном виде, под названием: «Книга правил святых апостолов, святых
соборов вселенских и поместных и святых отец»).].
Русский Поместный
собор есть лишь момент во
вселенском церковном движении, которое должно начаться в мире и соединить все силы христианства для борьбы с силами антихристианскими, которые нарастают в мире.
Ассоциации к слову «собор»
Синонимы к словосочетанию «вселенские соборы»
Предложения со словосочетанием «вселенские соборы»
- На стенах – сохранившиеся уникальные фрагменты мозаичных изображений поместных и II Вселенского соборов.
- Но тогда начались новые затруднения, уже чисто богословского, а не философского характера, отразившиеся в жестокой борьбе на вселенских соборах.
- Лувром – грандиозным вселенским собором искусств, поражающим своим истинным величием.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «вселенский»
Сочетаемость слова «собор»
Значение словосочетания «вселенские соборы»
Вселенские соборы — 1) общецерковные съезды представителей высшего духовенства христианской церкви (4—9 вв.); 2) собрания епископов католической церкви, созываемые папой римским для решения церковных вопросов (10—20 вв.). См. также вселенский. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения словосочетания ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ
Дополнительно