Неточные совпадения
Но и в сем жалком состоянии падения не вконец порвалась связь
человека с началом божественным, ибо
человек не отверг сего начала в глубине
существа своего, как сделал сие сатана, а лишь уклонился от него похотью, и, в силу сего внешнего или центробежного стремления, подпавши внешнему рабству натуры, сохранил однако
внутреннюю свободу, а в ней и залог восстановления, как некий слабый луч райского света или некое семя божественного Логоса.
Отторгшись от всеединого божественного начала,
человек утратил и
внутреннюю связь
существа своего: самый предмет желания его, начало натуральное, отделилось от него и обособилось;
человек распался на два внешних
существа — плотского мужа и жену, коим присуща лишь похоть внешнего, материального соединения, ведущего не к истиному единству, а наипаче к разделению и размножению.
Под действительною жизнью, конечно, понимаются не только отношения
человека к предметам и
существам объективного мира, но и
внутренняя жизнь
человека; иногда
человек живет мечтами, — тогда мечты имеют для него (до некоторой степени и на некоторое время) значение чего-то объективного; еще чаще
человек живет в мире своего чувства; эти состояния, если достигают интересности, также воспроизводятся искусством.
Лещ. Я, как вам известно,
человек правдивый, и скажу прямо: полиция — это единственное учреждение, где ваш сын может служить. Я отношусь к нему отрицательно и не скрываю этого даже от него. Разумеется, в нём есть и добрые чувства, но в общем — это анархист,
человек, лишённый
внутренней дисциплины,
существо с расшатанной волей… недоучившийся юнкер…
Отсюда прямой вывод, что в
человеке два враждебных
существа, — одно, происходящее от доброго начала, —
внутреннее, высшее; другое, произведённое злою силой, внешнее, грубое, тёмное.
От него не ускользнула правда жизни, и он чрезвычайно метко и ясно положил грань между официальным настроением, между внешностью, форменностью
человека и тем, что составляет его
внутреннее существо, что скрывается в тайниках его натуры и лишь по временам, в минуты особенного настроения, мельком проявляется на поверхности.
Так в целом
существе человека замечается влияние невидимой
внутренней раны.
Никто не скажет, чтоб он был дурным
человеком; следовательно, отсутствие страданий,
внутренней борьбы и всяких душевных мук происходило в нем просто от гармонии его
существа с требованиями чистой нравственности.
Кажется, не того можно назвать
человеком истинно нравственным, кто только терпит над собою веления долга как какое-то тяжелое иго, как «нравственные вериги», а именно того, кто заботится слить требования долга с потребностями
внутреннего существа своего, кто старается переработать их в свою плоть и кровь
внутренним процессом самосознания и саморазвития, так, чтобы они не только сделались инстинктивно-необходимыми, но и доставляли
внутреннее наслаждение.
Но это же разделение происходит и во
внутреннем существе каждого
человека, ибо нет никого, кто не был бы заражен грехом, а в тоже время был бы совершенно чужд всякого добра [О таком
внутреннем рассечении
человека говорит ап. Павел: «Строит ли кто на этом основании (которое есть Христос) из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится, ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
Внутреннее волнение, которое ощущали обе эти женщины, отняло у них охоту к слову, но зато они в это время обе без речей понимали, в ком эта сила, обессиливающая все низшие комбинации в
человеке, для которого любовь не одно лишь обладанье, а неодолимая тяга к постижению высшего счастия в соревновании
существу, нас превышающему в своей силе правды, добра и самоотвержения.
Конечно, и внешняя трагедия, определяющаяся социальными формами и отношениями, связана с
внутренним трагизмом жизни, ибо
человек есть
существо социальное и принужденное жить в обществе.
Рассматривая себя так, в пространстве и во времени, в связи с другими
существами,
человек соединяет свое истинное
внутреннее знание самого себя с внешним наблюдением себя и получает о себе представление, как о
человеке вообще, подобном всем другим
людям; по этому условному знанию себя
человек получает и о других
людях некоторое внешнее представление, но не знает их.
С древнейших времен сказал себе это
человек, и это
внутреннее противоречие жизни
человека с необычайной силой и ясностью было выражено и Индийскими, и Китайскими, и Египетскими, и Греческими, и Еврейскими мудрецами, и с древнейших времен разум
человека был направлен на познание такого блага
человека, которое не уничтожалось бы борьбой
существ между собою, страданиями и смертью.
Но провалом гегелевской философии духа было непонимание
внутреннего существа личности, личной духовности, личного отношения
человека и Бога.
И потому
человек есть
существо ищущее избавления и освобождения, освобождения не внешнего только, но и
внутреннего, не социального только, но и духовного.
Дух есть как бы дуновение Божье, проникающее в
существо человека и сообщающее ему высшее достоинство, высшее качество его существования,
внутреннюю независимость и единство.
Половая любовь связана с самим
существом личности, с утерей
человеком образа и подобия Божьего, с падением андрогина, в котором женственность была не чуждой ему стихией, внешне притягивающей, а
внутренним началом в
человеке, в нем пребывающей девой.
Душевная острая боль и трепет всего
внутреннего существа сменились теперь изумлением. Как могла она, Антонина Сергеевна Гаярина, допустить себя до такой неистовой выходки, чуть не с кулаками броситься на любимого
человека, на мужа, оставшегося ей верным? В этом она не сомневалась.