С тех пор как человек восхотел жизненно ощутить антиномии творения и
вкусил от древа познания добра и зла, это зло стало для него, хотя и временно, как бы вторым космическим началом, некоторой мойрой, тяжело придавившей и искалечившей жизнь.
А это значит, что в основе нравственной оценки и нравственного акта лежит грехопадение, потеря первоначальной райской цельности, невозможность непосредственно, без рефлексии и различения,
вкушать от древа жизни.
И в отпадении от райской гармонии, от единства с Богом человек начал различать и оценивать,
вкусил от древа познания добра и зла, стал по сю сторону добра и зла.
Неточные совпадения
Господь пощадил Свое создание и не дал ему такого бессмертия, Он удалил человека
от «
древа жизни», плодов которого он уже не достоин был
вкушать, и обрек его на возвращение «в землю» с тем, чтобы некогда вновь возвратить этой земле ее софийную силу в «жизни будущего века».
Бог лишил их и «плодов
древа жизни», ибо они могли бы давать лишь магическое бессмертие; без духовного на него права, и оно повело бы к новому падению [Как указание опасности новых люциферических искушений при бессмертии следует понимать печальную иронию слов Божьих: «вот Адам стал как один из нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также
от древа жизни, и не
вкусил, и не стал жить вечно» (3:22).].
Одновременно с этим Бог пробуждает в человеке сознание его тварной свободы тем, что дает ему закон или заповедь: «И заповедал Господь Бог, говоря:
от всякого дерева в саду ты будешь есть, а
от древа познания добра и зла не ешь
от него: ибо в день, в который ты
вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16–17).
— Ха, ха! Именно! Я не хотел употреблять это слово… Я только временно примазывался, Иван Алексеевич, к университету… Но я
вкусил все-таки
от древа познания… И люди, как вы, должны будут сказать мне спасибо, когда я добьюсь своего… Если вы все мечтаете о том, что нынче называется"идея", ну представительство, что ли… пора подумать, кто же попадет в вашу палату?