Неточные совпадения
Когда вспомню, что это случилось на моем
веку и что ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам
просвещения и распространению правил человеколюбия. Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений.
Мой иррационализм или сверхрационализм прошел через «
просвещение», не в смысле французских течений XVIII
века, а в смысле Канта, который формулировал вечную правду «
просвещения» и с ней связывал свое учение об автономии.
Также и XVIII
век был не только
веком рационалистического
просвещения и энциклопедистов, но и
веком теософических и мистических течений, Сен-Мартена, Сведенборга и других.
Без образования, без
просвещения, она не могла быть во всем выше своего
века и не сознавала своих обязанностей и отношений к 1200 душ подвластных ей людей.
— Он сказал бы, мой друг, — перервал Сурской, — что я в сильном бреду; что легковерное малодушие свойственно детям и умирающим; что уверенность в лучшей жизни есть необходимое следствие недостатка
просвещения; что я человек запоздалый, что я нейду вслед за моим
веком.
Простая, здравая пища, мера трудов и отдыха; разделение часов на разные упражнения, соответственные каждому особенному возрасту, были предписаны Екатериною по лучшей физической и нравственной системе воспитания не Афинского, не Спартанского, но самого пристойнейшего для юного Российского Дворянства в
веки Европейского
просвещения.
Вот эти-то обучения, эти научения переменили весь свет и все обычаи.
Просвещение, вкус, образованность, политика, обхождение — все не так, как бывало в наш
век. Все не то, все не то!.. вздохнешь — и замолчишь. Замолкну и я об них и стану продолжать свои сравнения нашего
века с теперешним.
Знаю, что все идет к лучшему; знаю выгоды нашего времени и радуюсь успехам
просвещения в России; однако ж с удовольствием обращаю взор и на те времена, когда наши дворяне, взяв отставку, возвращались на свою родину с тем, чтобы уже никогда не расставаться с ее мирными пенатами; редко заглядывали в город; доживали
век свой на свободе и в беспечности; правда, иногда скучали в уединении, но зато умели и веселиться при случае, когда съезжались вместе.
«С Востока — лучшие дворянские традиции, с их бытом, приветом и милыми „закоулочками“, с „затишьем“ и „лишними людьми“ захолустных уездов». Да, то, что Розанов называет «лучшими традициями дворянства», — это с Востока. Но либеральные идеи дворянства, его культурность, любовь к искусствам, заботы о
просвещении народа, — это от Запада, от Вольтера, от XVIII
века.
Поэтому богословие «more geometrico» [Геометрический метод (лат.) — метод построения «Этики» Спинозы.], в котором бы все было приведено к рассудочному единству и ясности, наперед возбуждает к себе подозрительность — недаром такие рациональные построения свойственны были именно нерелигиозному
веку деизма [Религиозно-философское воззрение, возникшее в эпоху
Просвещения, отводившее Богу роль «первого толчка» без всякого дальнейшего вмешательства в земные дела.] и просветительства.
Западное
просвещение XVIII
века в верхних слоях русского общества было чуждо русскому народу.
Также был арестован и заключен в Петропавловскую крепость видный деятель русского
просвещения XVIII
века Новиков, мистик-масон, христианин и человек очень умеренных политических взглядов.
Ж. де Местр, романтическое движение начала XIX
века были реакцией против французской революции и
просвещения XVIII
века, но это было творческим движением вперед, оплодотворившим всю мысль последующего
века.
Он не принял себе за образец испанских королей, которых еще с XV
века православное духовенство ставило русским государям в образец, достойный подражания [Так, в 1490 году Геннадий, архиепископ новгородский, знаменитый, впрочем, ревнитель
просвещения, писал к московскому митрополиту Зосиме по делу о новгородских еретиках: «А толко, государь наш, сын твой князь великий, того не обыщет и тех не казнит, ино как ему с своей земли та соромота свести?