Неточные совпадения
Есть законы мудрые, которые хотя человеческое счастие устрояют (таковы, например, законы о повсеместном всех
людей продовольствовании), но, по обстоятельствам, не всегда бывают полезны; есть законы немудрые, которые, ничьего счастья не устрояя, по обстоятельствам бывают, однако ж, благопотребны (примеров сему не привожу: сам знаешь!); и есть, наконец, законы средние, не очень мудрые, но и не весьма немудрые, такие, которые, не будучи ни полезными, ни
бесполезными, бывают, однако ж, благопотребны в смысле наилучшего человеческой жизни наполнения.
— Входить во все подробности твоих чувств я не имею права и вообще считаю это
бесполезным и даже вредным, — начал Алексей Александрович. — Копаясь в своей душе, мы часто выкапываем такое, что там лежало бы незаметно. Твои чувства — это дело твоей совести; но я обязан пред тобою, пред собой и пред Богом указать тебе твои обязанности. Жизнь наша связана, и связана не
людьми, а Богом. Разорвать эту связь может только преступление, и преступление этого рода влечет за собой тяжелую кару.
— Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, — говорил между тем Базаров, — подумаешь, сколько иностранных… и
бесполезных слов! Русскому
человеку они даром не нужны.
— Вообще — это
бесполезное занятие в чужом огороде капусту садить. В Орле жил под надзором полиции один политический
человек, уже солидного возраста и большой умственной доброты. Только — доброта не средство против скуки. Город — скучный, пыльный, ничего орлиного не содержит, а свинства — сколько угодно! И вот он, добряк, решил заняться украшением окружающих
людей. Между прочим, жена моя — вторая — немножко пострадала от него — из гимназии вытурили…
На сие указывают образованные светские
люди: «Вы, дескать, лентяи и
бесполезные члены общества, живете чужим трудом, бесстыдные нищие».
Харченко действительно имел виды на Полуянова, — он теперь на всех
людей смотрел с точки зрения завзятого газетчика. Мир делился на две половины:
людей, нужных для газеты, и —
людей бесполезных.
Сие запрещают правила естественности, яко вещь
бесполезную для
человека, сие запрещать долженствовал бы закон гражданский, яко вредное для общества.
— Очень может быть. В «Отелле», там какую-то бычачью ревность изобразил… Может быть, это и дорого стоит… А что он
человек бесполезный и ничтожный — это факт.
Этот
человек, отверженный из отверженных, так низко упавший, как только может представить себе человеческая фантазия, этот добровольный палач, обошелся с ней без грубости, но с таким отсутствием хоть бы намека на ласку, с таким пренебрежением и деревянным равнодушием, как обращаются не с
человеком, даже не с собакой или лошадью, и даже не с зонтиком, пальто или шляпой, а как с каким-то грязным предметом, в котором является минутная неизбежная потребность, но который по миновании надобности становится чуждым,
бесполезным и противным.
— Я знаю, что вы хотите сказать, — остановил он меня, — вы усердны, молодой
человек! — в этом отказать вам нельзя! Но вы слишкомусердны, а это такой недостаток, перед которым даже совершенная бездеятельность представляется качеством далеко не
бесполезным. Я более ничего не имею прибавить вам.
Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске… Обращаться к
людям он считает уже
бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи… Ему невмоготу.
Он был тоже из шутников; но не давал потачки нашим брезгливым ненавистникам смеха, так что его уж никто не ругал за то, что он «пустой и
бесполезный»
человек.
Но это были не личности, а гнев за то, что в Скуратове не было выдержки, не было строгого напускного вида собственного достоинства, которым заражена была вся каторга до педантства, одним словом за то, что он был, по их же выражению, «
бесполезный»
человек.
Но так бы это было, если бы не было метафизики лицемерия, которая говорит, что с религиозной точки зрения владение или невладение землей — безразлично для спасения, а с научной точки зрения — то, что отказ от владения землей был бы
бесполезным личным усилием и что содействие благу
людей совершается не этим путем, а постепенным изменением внешних форм.
Если римлянин, средневековый, наш русский
человек, каким я помню его за 50 лет тому назад, был несомненно убежден в том, что существующее насилие власти необходимо нужно для избавления его от зла, что подати, поборы, крепостное право, тюрьмы, плети, кнуты, каторги, казни, солдатство, войны так и должны быть, — то ведь теперь редко уже найдешь
человека, который бы не только верил, что все совершающиеся насилия избавляют кого-нибудь от какого-нибудь зла, но который не видел бы ясно, что большинство тех насилий, которым он подлежит и в которых отчасти принимает участие, суть сами по себе большое и
бесполезное зло.
А раз спросив себя об этом,
люди не могут не прийти к решению перестать содержать все эти ставшие
бесполезными учреждения.
— Егда же несть в сердце человеческом страха божия — и
человека не бе, но скот
бесполезный попирает землю!
— Да-а, — не сразу отозвалась она. —
Бесполезный только — куда его? Ни купец, ни воин. Гнезда ему не свить, умрёт в трактире под столом, а то — под забором, в луже грязной. Дядя мой говаривал, бывало: «Плохие
люди — не нужны, хорошие — недужны». Странником сделался он, знаете — вера есть такая, бегуны — бегают ото всего? Так и пропал без вести: это полагается по вере их — без вести пропадать…
Я знаю многих, которые утверждают, что только теперь и слышатся в литературе трезвенные слова. А я так, совсем напротив, думаю, что именно теперь-то и начинается в литературе пьяный угар. Воображение потухло, представление о высших человеческих задачах исчезло, способность к обобщениям признана не только
бесполезною, но и прямо опасною — чего еще пьянее нужно! Идет захмелевший
человек, тыкаясь носом в навозные кучи, а про него говорят: вот от кого услышим трезвенное слово.
— Никак нельзя тебе помочь! — сказал Лунёв и почувствовал при этом какое-то удовлетворение. Павла ему было жалко ещё более, чем Перфишку, и, когда Грачёв говорил злобно, в груди Ильи тоже закипала злоба против кого-то. Но врага, наносящего обиду, врага, который комкал жизнь Павла, налицо не было, — он был невидим. И Лунёв снова чувствовал, что его злоба так же не нужна, как и жалость, — как почти все его чувства к другим
людям. Все это были лишние,
бесполезные чувства. А Павел, хмурясь, говорил...
— Нет, что же? Пускай его… Ведь я и в самом деле
бесполезный для него
человек…
И действительно, было чрезвычайно странно видеть, что такой незначительный
человек, такой дурной,
бесполезный исполнитель и нерадивый музыкант в то же время с такими огромными претензиями, с такою хвастливостью, чванством, с таким резким тоном.
— Видишь ли что, Евсей, конечно, здесь заведение и прочее. Но девицы такие же
люди, как мы с тобой, — зачем их обижать
бесполезной грубостью?
— Нет, она понимает, подлая птица, — говорил он
людям, увещевавшим его прекратить
бесполезную личность к коршуну. — О! О! Видите, як туляется, подлец, по клетке! — указывал он на бедную птицу, которая искала какого-нибудь убежища от преследующей ее линейки.
Девушка в розовом платье так и впивается глазами в брюнета… Тот говорит о вечной любви, о
бесполезных и вышедших из моды обрядностях, без которых хорошо
люди живут, о взаимном труде, о…
Кучумов. Ни, ни, ни, молодой
человек! Я с вами драться не стану; моя жизнь слишком дорога для Москвы, чтоб поставить ее против вашей, может быть, совсем
бесполезной.
— Такие
люди, как Степан Горицветов, —
люди вымирающего племени. Нигде в мире нет
людей настолько
бесполезных, как он и подобные ему.
Содержание, достойное внимания мыслящего
человека, одно только в состоянии избавить искусство от упрека, будто бы оно — пустая забава, чем оно и действительно бывает чрезвычайно часто; художественная форма не спасет от презрения или сострадательной улыбки произведение искусства, если оно важностью своей идеи не в состоянии дать ответа на вопрос: «да стоило ли трудиться над подобными пустяками?»
Бесполезное не имеет права на уважение.
Потому-то
бесполезное подражание и возбуждает тем большее отвращение, чем совершеннее внешнее сходство: «Зачем потрачено столько времени и труда? — думаем мы, глядя на него: — И так жаль, что такая несостоятельность относительно содержания может совмещаться с таким совершенством в технике!» Скука и отвращение, возбуждаемые фокусником, подражающим соловьиному пению, объясняются самыми замечаниями, сопровождающими в критике указание на него: жалок
человек, который не понимает, что должен петь человеческую песнь, а не выделывать бессмысленные трели.
Оно бы вот как все сделалось: я бы тут и того — дескать, так и так, а мне, сударь мой, с позволения сказать, ни туда ни сюда; дескать, дела так не делаются; дескать, сударь вы мой, милостивый мой государь, дела так не делаются, и самозванством у нас не возьмешь; самозванец, сударь вы мой,
человек, того, —
бесполезный и пользы отечеству не приносящий.
Бессеменов(вставая). Перчихин… тоже вот…
бесполезный жизни
человек… (Уходит.)
Юношу вступившего встречают нравы и обычаи, окостенелые и наросшие поколениями; его вталкивают в споры, бесконечные и совершенно
бесполезные; бедный истощает свои силы, втягивается в искусственную жизнь касты и забывает мало-помалу все живые интересы, расстается с
людьми и с современностью; с тем вместе начинает чувствовать высоту жизни в области схоластики, привыкает говорить и писать напыщенным и тяжелым языком касты, считает достойными внимания только те события, которые случились за 800 лет и были отвергаемы по-латине и признаваемы по-гречески.
— Вот, гляди! — задумчиво текла речь кривого. — Живут в России
люди, называемые — мещане. Кто их несчастнее? — подумай. Есть — цыгане, они всё бродяжат, по ярмаркам — мужиков лошадями обманывают, по деревням — кур воруют. Может, они и не делают ничего такого, ну, уж так говорится про них. А мещане хоть больше на одном месте трутся — но тоже самые
бесполезные в мире жители…
И это тоже служит для нас свидетельством, как для простого, здорового
человека, раз почувствовавшего свою личность [и ее права], несносна жизнь бесплодная,
бесполезная, автоматическая, [без принципов и стремлений], без смысла и правды, жизнь, подобная той, какую проводят, например, игрушечкины господа и многие другие в том же роде.
Таким этот штаб-офицер был известен начальству и товарищам, между которыми были
люди, не симпатизировавшие Свиньину, потому что тогда еще не совсем вывелся «гуманизм» и другие ему подобные заблуждения. Свиньин был равнодушен к тому, порицают или хвалят его «гуманисты». Просить и умолять Свиньина или даже пытаться его разжалобить — было дело совершенно
бесполезное. От всего этого он был закален крепким закалом карьерных
людей того времени, но и у него, как у Ахиллеса, было слабое место.
«Позволительно ли еще, — писал по поводу этих опытов Шнепф [De la contagion des accidents consecutifs de la syphilis. Annales des maladies de la peau et de la syphilis, publ. par A. Cazenave. Vol. IV. 1851–52, p. 44.], — ждать более убедительных доказательств заразительности вторичных явлений сифилиса? Не нужно новых опытов на здоровых
людях: опыты Уоллеса делают их совершенно
бесполезными. Дело решено, наука не хочет новых жертв; тем хуже для тех, кто закрывает глаза перед светом».
Ему рад он был услужить хоть чем-нибудь. Этого
человека он выделял из всего московского обывательства и никогда на него и в помыслах не рассчитывал. Он записал его в разряд милых,
бесполезных теоретиков и даже, когда раз об нем думал, сказал себе:"Если Пирожков проест свою деревушку и я к тому времени буду в капиталах, — я его устрою".
— Радость вы наша! Создаст же господь такую доброту! Радуйтесь, матушка, на свои добрые дела глядючи! А вот нам, грешным, и порадоваться у себя не на что…
Люди мы маленькие, малодушные,
бесполезные… мелкота… Одно звание только, что дворяне, а в материальном смысле те же мужики, даже хуже… Живем в домах каменных, а выходит один мираж, потому — крыша течет… Не на что тесу купить.
— Хоть бы ты умерла! Я тебя ненавижу, ты дармоедка, ты
бесполезная старуха, злая, вредная, дрянь! Без тебя на мои сорок пять рублей я жила бы хорошо, я была бы невестой для всякого молодого
человека, а с тобой я пропадаю. Ты пола подмести не умеешь, ты скатерти постлать не умеешь, только стаканы моешь. Из-за тебя я кухарку держу, и чтоб ты сдохла, дрянь!
Известны последствия этой войны:
бесполезная трата
людей и денег, слезы тысячей, бесчестье войска, небывалые награждения военачальников и неудовольствия сильных единомышленников младшего царя.
Григорий Александрович, считая
бесполезным и даже вредным удерживать
людей, нерасположенных к новому порядку вещей, не только не препятствовал эмиграции, но даже приказал снабжать желающих переселяться из Крыма пропускными билетами и денежными пособиями.
Несмотря на всю свою мнимую власть, на свой ум, опытность, знание
людей, Кутузов, приняв во внимание записку Бенигсена, посылавшего лично донесения государю, выражаемое всеми генералами одно и то же желание, предполагаемое им желание государя и сведение казаков, уже не мог удержать неизбежного движения и, отдав приказание на то, чтò он считал
бесполезным и вредным — благословил совершившийся факт.
Если вам, императорам, президентам, генералам, судьям, архиереям, профессорам и всяким ученым
людям, нужны войска, флоты, университеты, балеты, синоды, консерватории, тюрьмы, виселицы, гильотины, — устраивайте всё это сами, сами с себя собирайте деньги, судите, сажайте друг друга в тюрьмы, казните, убивайте
людей на войнах, но делайте это сами, нас же оставьте в покое, потому что ничего этого нам не нужно и мы не хотим больше участвовать во всех этих
бесполезных для нас и, главное, дурных делах».
Возражение против исполнимости учения Христа, состоящее в том, что если я не буду приобретать для себя и удерживать приобретенное, то никто не станет кормить мою семью, справедливо, но только по отношению к праздным,
бесполезным и потому вредным
людям, каково большинство нашего богатого сословия.
Корабль идет своим громадным, независимым ходом, шест не достает до двинувшегося корабля, и правитель вдруг из положения властителя, источника силы, переходит в ничтожного,
бесполезного и слабого
человека.
Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас, уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять
человек: для чего, зачем существа добрые, возвышенные, умеющие находить счастие в жизни, никому не только не вредящие, но необходимые для счастия других — призываются к Богу, а остаются жить злые,
бесполезные, вредные, или такие, которые в тягость себе и другим.
Внешняя суетливая,
бесполезная деятельность, состоящая в установлении и применении внешних форм жизни, скрывает от
людей ту существенную внутреннюю деятельность изменения сознания, которая одна может улучшить их жизнь.
Даже те, которые, любя поумничать и выразить свои чувства, толковали о настоящем положении России, невольно носили в речах своих отпечаток или притворства и лжи, или
бесполезного осуждения и злобы на
людей, обвиняемых зa то, в чем никто не мог быть виноват.
А в то же время сознание свободы от нынешнего произвола привлекло бы к служению церкви многих благороднейших молодых
людей духовного звания, которые нынче до такой степени шибко бегут от своей среды, что потребовались особые и, очевидно, совершенно
бесполезные меры к удержанию их в духовном звании.
Всё бы это ничего, но горе в том, что
люди под влиянием досады на
бесполезного кормщика забыли, что без кормщика не знаешь, куда плывешь.