Неточные совпадения
Есть законы мудрые, которые хотя человеческое счастие устрояют (таковы, например, законы о повсеместном всех
людей продовольствовании), но, по обстоятельствам, не всегда бывают полезны; есть законы немудрые, которые, ничьего счастья не устрояя, по обстоятельствам бывают, однако ж, благопотребны (примеров сему не привожу: сам знаешь!); и есть, наконец, законы средние, не очень мудрые, но и не весьма немудрые, такие, которые, не будучи ни полезными, ни
бесполезными, бывают, однако ж, благопотребны в смысле наилучшего человеческой жизни наполнения.
— Входить во все подробности твоих чувств я не имею права и вообще считаю это
бесполезным и даже вредным, — начал Алексей Александрович. — Копаясь в своей душе, мы часто выкапываем такое, что там лежало бы незаметно. Твои чувства — это дело твоей совести; но я обязан пред тобою, пред собой и пред Богом указать тебе твои обязанности. Жизнь наша связана, и связана не
людьми, а Богом. Разорвать эту связь может только преступление, и преступление этого рода влечет за собой тяжелую кару.
— Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, — говорил между тем Базаров, — подумаешь, сколько иностранных… и
бесполезных слов! Русскому
человеку они даром не нужны.
— Вообще — это
бесполезное занятие в чужом огороде капусту садить. В Орле жил под надзором полиции один политический
человек, уже солидного возраста и большой умственной доброты. Только — доброта не средство против скуки. Город — скучный, пыльный, ничего орлиного не содержит, а свинства — сколько угодно! И вот он, добряк, решил заняться украшением окружающих
людей. Между прочим, жена моя — вторая — немножко пострадала от него — из гимназии вытурили…
На сие указывают образованные светские
люди: «Вы, дескать, лентяи и
бесполезные члены общества, живете чужим трудом, бесстыдные нищие».
Харченко действительно имел виды на Полуянова, — он теперь на всех
людей смотрел с точки зрения завзятого газетчика. Мир делился на две половины:
людей, нужных для газеты, и —
людей бесполезных.
Сие запрещают правила естественности, яко вещь
бесполезную для
человека, сие запрещать долженствовал бы закон гражданский, яко вредное для общества.
— Очень может быть. В «Отелле», там какую-то бычачью ревность изобразил… Может быть, это и дорого стоит… А что он
человек бесполезный и ничтожный — это факт.
Этот
человек, отверженный из отверженных, так низко упавший, как только может представить себе человеческая фантазия, этот добровольный палач, обошелся с ней без грубости, но с таким отсутствием хоть бы намека на ласку, с таким пренебрежением и деревянным равнодушием, как обращаются не с
человеком, даже не с собакой или лошадью, и даже не с зонтиком, пальто или шляпой, а как с каким-то грязным предметом, в котором является минутная неизбежная потребность, но который по миновании надобности становится чуждым,
бесполезным и противным.
— Я знаю, что вы хотите сказать, — остановил он меня, — вы усердны, молодой
человек! — в этом отказать вам нельзя! Но вы слишкомусердны, а это такой недостаток, перед которым даже совершенная бездеятельность представляется качеством далеко не
бесполезным. Я более ничего не имею прибавить вам.
Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске… Обращаться к
людям он считает уже
бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи… Ему невмоготу.
Он был тоже из шутников; но не давал потачки нашим брезгливым ненавистникам смеха, так что его уж никто не ругал за то, что он «пустой и
бесполезный»
человек.
Но это были не личности, а гнев за то, что в Скуратове не было выдержки, не было строгого напускного вида собственного достоинства, которым заражена была вся каторга до педантства, одним словом за то, что он был, по их же выражению, «
бесполезный»
человек.
Но так бы это было, если бы не было метафизики лицемерия, которая говорит, что с религиозной точки зрения владение или невладение землей — безразлично для спасения, а с научной точки зрения — то, что отказ от владения землей был бы
бесполезным личным усилием и что содействие благу
людей совершается не этим путем, а постепенным изменением внешних форм.
Если римлянин, средневековый, наш русский
человек, каким я помню его за 50 лет тому назад, был несомненно убежден в том, что существующее насилие власти необходимо нужно для избавления его от зла, что подати, поборы, крепостное право, тюрьмы, плети, кнуты, каторги, казни, солдатство, войны так и должны быть, — то ведь теперь редко уже найдешь
человека, который бы не только верил, что все совершающиеся насилия избавляют кого-нибудь от какого-нибудь зла, но который не видел бы ясно, что большинство тех насилий, которым он подлежит и в которых отчасти принимает участие, суть сами по себе большое и
бесполезное зло.
А раз спросив себя об этом,
люди не могут не прийти к решению перестать содержать все эти ставшие
бесполезными учреждения.
— Егда же несть в сердце человеческом страха божия — и
человека не бе, но скот
бесполезный попирает землю!
— Да-а, — не сразу отозвалась она. —
Бесполезный только — куда его? Ни купец, ни воин. Гнезда ему не свить, умрёт в трактире под столом, а то — под забором, в луже грязной. Дядя мой говаривал, бывало: «Плохие
люди — не нужны, хорошие — недужны». Странником сделался он, знаете — вера есть такая, бегуны — бегают ото всего? Так и пропал без вести: это полагается по вере их — без вести пропадать…
Я знаю многих, которые утверждают, что только теперь и слышатся в литературе трезвенные слова. А я так, совсем напротив, думаю, что именно теперь-то и начинается в литературе пьяный угар. Воображение потухло, представление о высших человеческих задачах исчезло, способность к обобщениям признана не только
бесполезною, но и прямо опасною — чего еще пьянее нужно! Идет захмелевший
человек, тыкаясь носом в навозные кучи, а про него говорят: вот от кого услышим трезвенное слово.
— Никак нельзя тебе помочь! — сказал Лунёв и почувствовал при этом какое-то удовлетворение. Павла ему было жалко ещё более, чем Перфишку, и, когда Грачёв говорил злобно, в груди Ильи тоже закипала злоба против кого-то. Но врага, наносящего обиду, врага, который комкал жизнь Павла, налицо не было, — он был невидим. И Лунёв снова чувствовал, что его злоба так же не нужна, как и жалость, — как почти все его чувства к другим
людям. Все это были лишние,
бесполезные чувства. А Павел, хмурясь, говорил...
— Нет, что же? Пускай его… Ведь я и в самом деле
бесполезный для него
человек…
— Видишь ли что, Евсей, конечно, здесь заведение и прочее. Но девицы такие же
люди, как мы с тобой, — зачем их обижать
бесполезной грубостью?
— Нет, она понимает, подлая птица, — говорил он
людям, увещевавшим его прекратить
бесполезную личность к коршуну. — О! О! Видите, як туляется, подлец, по клетке! — указывал он на бедную птицу, которая искала какого-нибудь убежища от преследующей ее линейки.
Девушка в розовом платье так и впивается глазами в брюнета… Тот говорит о вечной любви, о
бесполезных и вышедших из моды обрядностях, без которых хорошо
люди живут, о взаимном труде, о…
Кучумов. Ни, ни, ни, молодой
человек! Я с вами драться не стану; моя жизнь слишком дорога для Москвы, чтоб поставить ее против вашей, может быть, совсем
бесполезной.
— Такие
люди, как Степан Горицветов, —
люди вымирающего племени. Нигде в мире нет
людей настолько
бесполезных, как он и подобные ему.
Содержание, достойное внимания мыслящего
человека, одно только в состоянии избавить искусство от упрека, будто бы оно — пустая забава, чем оно и действительно бывает чрезвычайно часто; художественная форма не спасет от презрения или сострадательной улыбки произведение искусства, если оно важностью своей идеи не в состоянии дать ответа на вопрос: «да стоило ли трудиться над подобными пустяками?»
Бесполезное не имеет права на уважение.
Потому-то
бесполезное подражание и возбуждает тем большее отвращение, чем совершеннее внешнее сходство: «Зачем потрачено столько времени и труда? — думаем мы, глядя на него: — И так жаль, что такая несостоятельность относительно содержания может совмещаться с таким совершенством в технике!» Скука и отвращение, возбуждаемые фокусником, подражающим соловьиному пению, объясняются самыми замечаниями, сопровождающими в критике указание на него: жалок
человек, который не понимает, что должен петь человеческую песнь, а не выделывать бессмысленные трели.
Оно бы вот как все сделалось: я бы тут и того — дескать, так и так, а мне, сударь мой, с позволения сказать, ни туда ни сюда; дескать, дела так не делаются; дескать, сударь вы мой, милостивый мой государь, дела так не делаются, и самозванством у нас не возьмешь; самозванец, сударь вы мой,
человек, того, —
бесполезный и пользы отечеству не приносящий.
Бессеменов(вставая). Перчихин… тоже вот…
бесполезный жизни
человек… (Уходит.)
Юношу вступившего встречают нравы и обычаи, окостенелые и наросшие поколениями; его вталкивают в споры, бесконечные и совершенно
бесполезные; бедный истощает свои силы, втягивается в искусственную жизнь касты и забывает мало-помалу все живые интересы, расстается с
людьми и с современностью; с тем вместе начинает чувствовать высоту жизни в области схоластики, привыкает говорить и писать напыщенным и тяжелым языком касты, считает достойными внимания только те события, которые случились за 800 лет и были отвергаемы по-латине и признаваемы по-гречески.
— Вот, гляди! — задумчиво текла речь кривого. — Живут в России
люди, называемые — мещане. Кто их несчастнее? — подумай. Есть — цыгане, они всё бродяжат, по ярмаркам — мужиков лошадями обманывают, по деревням — кур воруют. Может, они и не делают ничего такого, ну, уж так говорится про них. А мещане хоть больше на одном месте трутся — но тоже самые
бесполезные в мире жители…
И это тоже служит для нас свидетельством, как для простого, здорового
человека, раз почувствовавшего свою личность [и ее права], несносна жизнь бесплодная,
бесполезная, автоматическая, [без принципов и стремлений], без смысла и правды, жизнь, подобная той, какую проводят, например, игрушечкины господа и многие другие в том же роде.
Таким этот штаб-офицер был известен начальству и товарищам, между которыми были
люди, не симпатизировавшие Свиньину, потому что тогда еще не совсем вывелся «гуманизм» и другие ему подобные заблуждения. Свиньин был равнодушен к тому, порицают или хвалят его «гуманисты». Просить и умолять Свиньина или даже пытаться его разжалобить — было дело совершенно
бесполезное. От всего этого он был закален крепким закалом карьерных
людей того времени, но и у него, как у Ахиллеса, было слабое место.
«Позволительно ли еще, — писал по поводу этих опытов Шнепф [De la contagion des accidents consecutifs de la syphilis. Annales des maladies de la peau et de la syphilis, publ. par A. Cazenave. Vol. IV. 1851–52, p. 44.], — ждать более убедительных доказательств заразительности вторичных явлений сифилиса? Не нужно новых опытов на здоровых
людях: опыты Уоллеса делают их совершенно
бесполезными. Дело решено, наука не хочет новых жертв; тем хуже для тех, кто закрывает глаза перед светом».
Ему рад он был услужить хоть чем-нибудь. Этого
человека он выделял из всего московского обывательства и никогда на него и в помыслах не рассчитывал. Он записал его в разряд милых,
бесполезных теоретиков и даже, когда раз об нем думал, сказал себе:"Если Пирожков проест свою деревушку и я к тому времени буду в капиталах, — я его устрою".
— Радость вы наша! Создаст же господь такую доброту! Радуйтесь, матушка, на свои добрые дела глядючи! А вот нам, грешным, и порадоваться у себя не на что…
Люди мы маленькие, малодушные,
бесполезные… мелкота… Одно звание только, что дворяне, а в материальном смысле те же мужики, даже хуже… Живем в домах каменных, а выходит один мираж, потому — крыша течет… Не на что тесу купить.
— Хоть бы ты умерла! Я тебя ненавижу, ты дармоедка, ты
бесполезная старуха, злая, вредная, дрянь! Без тебя на мои сорок пять рублей я жила бы хорошо, я была бы невестой для всякого молодого
человека, а с тобой я пропадаю. Ты пола подмести не умеешь, ты скатерти постлать не умеешь, только стаканы моешь. Из-за тебя я кухарку держу, и чтоб ты сдохла, дрянь!
Известны последствия этой войны:
бесполезная трата
людей и денег, слезы тысячей, бесчестье войска, небывалые награждения военачальников и неудовольствия сильных единомышленников младшего царя.
Григорий Александрович, считая
бесполезным и даже вредным удерживать
людей, нерасположенных к новому порядку вещей, не только не препятствовал эмиграции, но даже приказал снабжать желающих переселяться из Крыма пропускными билетами и денежными пособиями.
Несмотря на всю свою мнимую власть, на свой ум, опытность, знание
людей, Кутузов, приняв во внимание записку Бенигсена, посылавшего лично донесения государю, выражаемое всеми генералами одно и то же желание, предполагаемое им желание государя и сведение казаков, уже не мог удержать неизбежного движения и, отдав приказание на то, чтò он считал
бесполезным и вредным — благословил совершившийся факт.
Если вам, императорам, президентам, генералам, судьям, архиереям, профессорам и всяким ученым
людям, нужны войска, флоты, университеты, балеты, синоды, консерватории, тюрьмы, виселицы, гильотины, — устраивайте всё это сами, сами с себя собирайте деньги, судите, сажайте друг друга в тюрьмы, казните, убивайте
людей на войнах, но делайте это сами, нас же оставьте в покое, потому что ничего этого нам не нужно и мы не хотим больше участвовать во всех этих
бесполезных для нас и, главное, дурных делах».
Возражение против исполнимости учения Христа, состоящее в том, что если я не буду приобретать для себя и удерживать приобретенное, то никто не станет кормить мою семью, справедливо, но только по отношению к праздным,
бесполезным и потому вредным
людям, каково большинство нашего богатого сословия.
Корабль идет своим громадным, независимым ходом, шест не достает до двинувшегося корабля, и правитель вдруг из положения властителя, источника силы, переходит в ничтожного,
бесполезного и слабого
человека.
Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас, уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять
человек: для чего, зачем существа добрые, возвышенные, умеющие находить счастие в жизни, никому не только не вредящие, но необходимые для счастия других — призываются к Богу, а остаются жить злые,
бесполезные, вредные, или такие, которые в тягость себе и другим.
Внешняя суетливая,
бесполезная деятельность, состоящая в установлении и применении внешних форм жизни, скрывает от
людей ту существенную внутреннюю деятельность изменения сознания, которая одна может улучшить их жизнь.
Даже те, которые, любя поумничать и выразить свои чувства, толковали о настоящем положении России, невольно носили в речах своих отпечаток или притворства и лжи, или
бесполезного осуждения и злобы на
людей, обвиняемых зa то, в чем никто не мог быть виноват.
А в то же время сознание свободы от нынешнего произвола привлекло бы к служению церкви многих благороднейших молодых
людей духовного звания, которые нынче до такой степени шибко бегут от своей среды, что потребовались особые и, очевидно, совершенно
бесполезные меры к удержанию их в духовном звании.
Всё бы это ничего, но горе в том, что
люди под влиянием досады на
бесполезного кормщика забыли, что без кормщика не знаешь, куда плывешь.
Но когда событие принимало свои настоящие, исторические размеры, когда оказалось недостаточным только словами выражать свою ненависть к французам, когда нельзя было даже сражением выразить эту ненависть, когда уверенность в себе оказалась
бесполезною по отношению к одному вопросу Москвы, когда всё население, как один
человек, бросая свои имущества, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства: тогда роль, выбранная Растопчиным, оказалась вдруг бессмысленною.