Цитаты из русской классики со словом «эрос»

Соловьева, в противоположность его персоналистическому учению о любви, был силен эрос платонический, который направлен на вечную женственность Божью, а не на конкретную женщину.
Личность связана с логосом, а не с космосом, со смыслом, а не с пленяющей природной объектностью; она предполагает не только эрос, но и этос.
Дионисий говорит о любовном или эротическом влечении к Богу и красоте (сознательно отождествляя αγάπη и έρως): «божественный эрос блага, благой, существует через благо.
В платонизме и неоплатонизме Эрос направлен на добро, на высшее благо, на красоту, а не на конкретное существо, не на личность.
В сущности, учение, которое видит смысл и ценность брака в деторождении и продолжении рода, должно признать эрос в отношениях мужчины и женщины, от элементарных форм полового влечения до высших форм любви, иллюзией и самообманом.
Это — пафос мистического устремления к Ens realissimum [Наиреальнейшее сущее (лат.), здесь: бог.], эрос божественного.
И всякое подлинное мистическое мирочувствие связано с Эросом, мистическое восприятие мира есть в высшем смысле этого слова эротическое восприятие.
Он чувствовал, что это так же не для него, как роль пропагандиста среди рабочих или роль одного из приятелей жены, крикунов о космосе и эросе, о боге и смерти.
Он говорил: «Смотрите, для примера
Я несколько приму античных поз:
Вот так стоит Милосская Венера;
Так очертанье Вакха создалось;
Вот этак Зевс описан у Гомера;
Вот понят как Праксителем Эрос,
А вот теперь я Аполлоном стану» —
И походил тогда на обезьяну.
Я могу признавать правоту своего народа в мировой войне, но это не есть правота исключительных нравственных преимуществ, это — правота творимых исторических ценностей и красота избирающего Эроса.
Эрос платонический сам по себе безличен, он направлен на красоту, на божественную высоту, а не на конкретное существо.
Христианская любовь не есть эрос, христианская любовь есть агапэ.
Для платонизма и платоновского эроса не ставилось проблемы личности Христианство ставит эту проблему, но христианская мысль и христианская практика затемнила проблему личности безличным пониманием любви, и любви эротической, и любви каритативной.
У этого нигилиста и утилитариста был настоящий культ вечной женственности, обращенный на конкретную женщину, эрос не отвлеченный, а конкретный.
Безличный эрос направлен на красоту и совершенство вместо конкретного существа, неповторимой личности, безличная агапическая и каритативная любовь направлена на безличного ближнего, страдающего и нуждающегося в помощи.
И то, что мы в мире дальнем познаем как стремление каждого земного существа к своей идее, как эрос творчества, муку и тревогу всей жизни, то в мире умопостигаемом, «в небе», есть предвечно завершенный блаженный акт, эротическое взаимопроникновение формы и материи, идеи и тела, духовная, святая телесность.
Любовь-влюблённость, эрос, который шире любви между мужчиной и женщиной, есть любовь восходящая.
Эрос не есть любовь к конкретному живому существу, существу смешанному (смесь мира идейного и мира чувственного), это есть любовь к красоте, к верховному благу, к божественному совершенству.
Это парадокс человеческого существования: любовь есть стремление к полноте, и в ней есть смертельное жало, любовь есть борьба за бессмертие, и эрос смертоносен.
Т. 2. С. 181–187.], и эротическим экстазом, вдохновением эроса, воспетого в «Пире».
Платон учил лишь о любви восходящей, которая и есть эрос.
Эрос платонический не персоналистичен, не знает тайны личности и личной любви, он идеалистичен.
Греческий язык богат для выражения оттенков любви: эрос, агапэ, филия.
В платоновской философии эрос выражает тоску по божественному.
Эрос Платона есть Сын Пороса и Пении, и можно переживать творческий эрос не только в аспекте Пороса, но и Пении, жажды и муки не рождающего творчества.
В красоте природы, как в созданиях искусства, ощущается частичное или предварительное преображение мира, явление его в Софии, и красота эта своим эросом поднимает человека в мир вечных образов идей, трепетные кони возносят верного возницу к животворящему солнцу, по незабвенному образу платоновского «Федра».
Злые страсти переходят в творческие страсти через эрос.
Мистический путь есть путь гнозиса, а не путь Эроса.
Философия потому есть искусство, а не наука, что она предполагает Эрос, любовь избирающую.
Платоновский эрос, рожденный от богатства и бедности, есть восхождение от множественного чувственного мира к единому миру идей.
Все учение Платона об Эросе носит характер отвлечённый — отвлечения через восхождение по ступеням от мира чувственного, где даны живые существа, к миру идейному, где возможна лишь любовь к идее, к истине, к красоте, к высшему благу.
И философия софийна, лишь поскольку она дышит этим пафосом влюбленности, софийным эросом, открывающим умные очи, иначе говоря, поскольку она есть искусство: основной мотив философской системы, ее тема опознается интуицией, как умная красота, сама же система есть лишь попытка рассказать на языке небожественном о вещах божественных.
Творчество связано с эросом, и творческий идеал есть идеал эротический.
Присущая человеку сила Эроса может быть аскетически сосредоточена, очищена и напряжена для творчества, т. е. переключена, — вдохновение и творчество имеют эротическую природу, а может быть вытеснена, иссушена, умерщвлена, как грех.
Половой пантеизм, который так блестяще защищал Розанов, не есть эрос, это возврат к языческому полу.
Когда же мы говорим о любви к своему противнику, мы имеем в виду не эрос и не филиа, для этого существует слово «агапэ».
Платоновский Эрос не есть любовь к конкретному живому существу, к личности.
Личность есть существо любящее и существо ненавидящее, испытывающее эрос и антиэрос, существо антагонистическое.
И против этого бессильно и религиозное освящение, и религиозное ограничение Эроса.
Творческое горение, эрос божественного побеждает похоть и злые страсти.
В этих словах выражается пафос всего платонизма, а в признаниях Алкиви-ада-Платона говорит здесь сама Психея, ощутившая эрос своего бытия: «когда я его слышу, сердце бьется у меня сильнее, чем у корибантов, и слезы льются от его слов; вижу, что со многими другими происходит то же.
Эрос антиперсоналистичен, он не узнает неповторимой личности и не утверждает её.
Он томится и тоскует о ней, как рыцарь о Прекрасной Даме, всегда и беззаветно в нее влюблен, ибо эта-то влюбленность, эрос бытия, и рождает его вдохновение, хотя только в редкие и скупые моменты дано ему закреплять свои прозрения, а чаще всего и вовсе не дано.
Причастность бытия идеям, μέθεξις, о которой говорит Платон, изъяснена была им же как всеобщая всепроникающая сила Эроса, великого посредника «между богом и смертным», — μεταξύ θεού τε και θνητού (Symposion, 202 с).
Итак, μέθεξις, сопричастность материи идее именно и есть Эрос, эрос «земли» к «небу».
Аскеза, враждебная вдохновению и творческому Эросу, враждебна человеку и хотела бы все человеческое опустошить и вытеснить.
В эрос я в данном случае ввожу и антиэрос, который имеет ту же природу.
Безличность платоновского эроса как бы перешла в безличное понимание христианской caritas.
Эрос в чистом виде есть рабство, рабство любящего и рабство любимого.
В ней подлинно софийно не это универсальное, логическое, трансцендентальное сознание или мышление, которое есть лишь провизорное средство выразить мир, его ассимилировать мыслью в данном разрезе бытия, в образах логических понятий, но именно самая φιλία, эрос [Отождествление «эроса» и «филиа» не вполне правомерно.
 

Ассоциации к слову «Эрос»

Все ассоциации к слову ЭРОС

Предложения со словом «эрос»

Значение слова «эрос»

Афоризмы русских писателей со словом «эрос»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «эрос»

Э́РОС, -а, м. Книжн. Страсть, любовь.

Все значения слова «эрос»

Предложения со словом «эрос»

  • – Я счастлив, царица, что своим рассказом возбудил в тебе силу эроса.

  • Вы помните, что с самого начала пару сопровождали страстный эрос и хладнокровная прагма.

  • В античной культуре эрос рассматривался в целом как стремление к объединению с кем-то или чем-то извне для обретения полноты и гармонии.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «эрос»

Синонимы к слову «Эрос»

Ассоциации к слову «Эрос»

Каким бывает «эрос»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я