Цитаты из русской классики со словом «эстетизм»
Но если, с одной стороны,
эстетизм подходит к религиозным безднам, то, с другой — он вырождается в буржуазный модернизм, в эстетическое гурманство, в Реми-де-гурмонство [Обычные эстетики и философии искусства должны быть отнесены к раздражающему своей ненужностью типу литературы.
Воля к могуществу, аристократизм, трагическое чувство жизни, острый
эстетизм, аморализм, сосредоточенность внимания на условиях цветения и декаданса культур — все это роднит Леонтьева с Ницше.
Эстетизм в морали подменяет отношение к конкретному существу, к конкретной личности, отношением к красоте и красивости в человеке.
Жажда красоты, однако, иногда слишком легко удовлетворяется суррогатами, развивается притупляющее эстетическое мещанство,
эстетизм быта, принимаемый за «жизнь в красоте».
Потом главари русского символизма начали противополагать соборность индивидуализму, мистику
эстетизму.
Период так называемого «декадентства» и
эстетизма у нас быстро кончился, и произошел переход к символизму, который означал искания духовного порядка, и к мистике.
Вместе с Парижем пережило новое человечество медовый месяц свободной жизни и свободной мысли; великую революцию, социализм,
эстетизм, последние плоды буржуазного атеизма и мещанства.
Религия
эстетизма учит утешаться призрачной жизнью, сладостью потери ощущения реальностей, переносит центр тяжести жизни избранных людей не в реальную, а в иллюзорную красоту.
Так,
эстетизм есть претензия на рай в грехе.
Эстетизм даже более свойственен народу, чем буржуазии, но он носит другой характер и не превращается в эстетство, которое обозначает уже культурную упадочность.
Существует
эстетизм в морали, в познании, в религии, даже политика может определяться эстетическими оценками.
Под первыми он разумеет эксцессы чувственности в религии, под вторыми — замену серьезной религиозности
эстетизмом, а под третьими — мистицизмом.
Тоска Гюисманса не утолилась «утонченной Фиваидой»
эстетизма — он переходит от
эстетизма к католической мистике, кончает монастырем и жизнью своей вскрывает религиозные глубины
эстетизма.
Для всяких же потребностей обиходной жизни приходится пользоваться услугами «художественной промышленности» с ее более или менее поверхностным
эстетизмом и стилизацией, т. е., в сущности, подделками и суррогатами, жить без своего искусства.
Эстетизм в философии интересуется не столько истиной, сколько известным эмоциональным состоянием, которое вызывает или гармонические, или дисгармонические построения, в зависимости от эстетического типа.
Как ни выродился
эстетизм, породив новую пошлость и новое уродство буржуазного модернизма, он что-то коренным образом изменил в чувстве жизни, отрезал всякий возврат к прежним приспособлениям к уродству жизни.
Наметились два русла мысли, два мироощущения: «экономический материализм», свойственный «черни», и идеалистический
эстетизм «поэтов», и враждебно противопоставились «поэт и чернь», будучи оба правы.
Однако эта связь хозяйства и искусства отнюдь не является лишь своего рода экономическим декадентством, напротив, скорее можно полагать, что она в век экономизма и капитализма оказалась ненормально ослаблена, чем и объясняется нарождение пред намеренного, надуманного
эстетизма.
Символизм и
эстетизм с небывалой остротой поставили задачу претворения жизни в красоту.
Сциентизм,
эстетизм, снобизм культурности — сколько форм человеческого рабства.
Мировое и творческое значение осталось лишь за тем
эстетизмом, который привел к религиозным безднам.
Но вместе с тем русские символисты В. Иванов, А. Белый, А. Блок, страдавшие от одиночества, хотели всенародного искусства, пытались преодолеть упадочный
эстетизм, искали социального заказа, употребляя советскую терминологию.
Эстетизм, как выражение такого примирения и самодовольства, есть наиболее тонкий соблазн духовного мещанства.
Таков
эстетизм повседневного быта, свойственный, напр., нашей эпохе, которая зато как раз не может найти собственного стиля Красота в обыденной жизни и не может стать привычной и повседневной, таковой бывает только красивость: красота иератична [Т. е. имеет священный, культовый характер.
В религии
эстетизма красота противоположна сущему, она — вне бытия.
Таков
эстетизм лучших французских символистов с их жертвенной судьбой.
Но
эстетизм не верит в реальное претворение; преображение этого мира, в уродстве лежащего, в истинный мир красоты, в красоту как сущее.
В этой призрачности, в этом антиреализме — глубокая трагедия
эстетизма, в этом семя его смерти.
Эстетизм в политике интересуется не столько справедливостью и свободой, сколько эмоциональными состояниями, которые вызываются или идеализированным прошлым, или идеализированным будущим, остротой противоположений; он связан с взвинченным переживанием ненависти или любви.
Ограда строгого
эстетизма, требовательного канона (которому, разумеется, должна быть чужда неподвижность) диктуется здесь самосохранением; это есть своего рода аскетика, предохраняющая искусство от разложения и бесформенности.
В подлинном, благородном, аристократическом
эстетизме была религиозная тоска.
Новый
эстетизм не был академическим, классическим искусством для искусства.
В религии
эстетизма был свой аскетизм, свое подвижничество.
Эстетизм обострил до крайности неудовлетворенность уродством жизни, невозможность дальше жить в этом уродстве.
Эстетизм в религии обычно принимает форму исключительного преобладания литургической стороны.
Эстетизм хотел быть всем, быть другой жизнью, он переливался за границы искусства, он жаждал претворения бытия в искусство, отрешения от бытия, жертвы жизнью этого мира во имя красоты.
Однако деятелям искусства, художникам, может здесь принадлежать роль вожатаев, пробудителей, пророков, хотя именно они могут оказаться и наиболее упорствующими в своем
эстетизме, сделавшемся уже реакционным.
Эстетизм стремился стать новой религией, выходом из этого уродливого мира в мир красоты.
Гюисманс — подвижник и пустынножитель
эстетизма, отрешенный от жизни мира сего.
Если бы
эстетизм творчески достиг последней красоты сущего, он бы спас мир.
Замечания Гартмана, касающиеся современного
эстетизма как симптома религиозного бессилия, чрезвычайно метки и справедливы.
Эстетизм уходит в мир призрачный, в красоту как не сущее, от уродства сущего.
Ложный
эстетизм видит мировую гармонию.
И тут мы встречаемся с замечательным парадоксом
эстетизма.
Русские поэты не могли удержаться на
эстетизме.
Вместе с этой повышенной сознательностью искусство подвергается таким опасностям, которые совсем не лежат на пути чистого
эстетизма.
Когда я говорю, что
эстетизм свойственен, главным образом, культурной элите, я этим не хочу сказать, что нет
эстетизма, свойственного народной жизни.
Но красота не имеет решительно ничего общего с
эстетизмом.
Эстетизм бессилен творить красоту как последнюю и наиреальнейшую сущность мира.
И добро может стать демоническим, подобно
эстетизму.
Синонимы к слову «эстетизм»
Предложения со словом «эстетизм»
- Раз есть такое место на земле, чистый эстетизм возможен и мне нужен.
- Тонкий эстетизм и врождённое чувство вкуса проявляются во всём – красивой одежде, красивой мебели, удивительно художественном оформлении витрин.
- Литературный эстетизм переживал тогда момент судороги, – революция, неудавшаяся, сказывалась.
- (все предложения)
Значение слова «эстетизм»
ЭСТЕТИ́ЗМ, -а, м. 1. Склонность к эстетическому, к красоте, к совершенным формам. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЭСТЕТИЗМ
Дополнительно