Цитаты из русской классики со словом «софийность»
Одно течение вводило
софийность в систему православной догматики.
София небесная и
софийность земная, совершенная актуальность и «безвидная и пустая» потенциальность, божественная полнота и голод к божественности, «свет Фаворский» и «тьма вверху бездны» — это единство противоположностей, conicidentia oppositorum, трансцендентно разуму и антиномически его разрывает.
Софийность человека связана с его андрогинностью.
Раз искусство осознало свою
софийность, пред ним возникают и иные вопросы, помимо эстетических.
Софийность мира имеет для твари различную степень и глубину: в высшем своем аспекте это — Церковь, Богоматерь, Небесный Иерусалим, Новое Небо и Новая Земля; во внешнем, периферическом действии в космосе она есть универсальная связь мира, одновременно идеальная и реальная, живое единство идеальности и реальности, мыслимосТи и бытия, которого ищет новейшая спекулятивная философия (Фихте, Шеллинг, Гегель, неокантианство).
Однако они софийны в своем основании, но не в своем состоянии, ибо воспринимают
софийность мира бледно, внешне, несущественно; благодаря этому научное миросозерцание, софийное в своей основе, практически является нередко антисофийным.
Причастность понятий идеям, их частичная и отраженная
софийность, сопряженная с внесофийностью и антисофийностью, игра света и теней обосновывает и возможность заблуждения, борьбы между истинностью и ложностью понятий.
Падший человек сохранил в себе образ Божий, как основу своего существа, и присущую ему
софийность, делающую его центром мироздания, но утратил способность найти свою энтелехийную форму, осуществить в себе подобие Божие. В нем было бесповоротно нарушено равновесие именно в области богоуподобления, а поэтому и самая одаренность его становилась для него роковою и опасною (ведь и для сатаны объективное условие его падения, соблазна собственной силой заключалось в его исключительной одаренности).
София открывается в мире как красота, которая есть ощутимая
софийность мира.
Мир не вне Софии, и София не вне мира, но в то же время мир не есть София, хотя ему свойственна
софийность, во времени осуществляющаяся.
Полагая магизм в основу своих отношений к миру, к земле, к плоти, прародители затемнили и ослабили в себе естественную свою
софийность, в силу которой Адаму была присуща власть над миром как богоносному и богоприемлющему существу, — не как предмет вожделения и самостоятельная цель, но как одно из проявлений его духовной высоты и святости.
Логика обманывает и сама обманывается абсолютной формой своего универсализма, и, конечно, в этой формальной универсальности своей косвенно она отражает
софийность мира, однако только косвенно.
Оно софийно в глубочайшей основе своей, хотя это
софийность, облекшаяся в магизм и закрывавшаяся корою вещества и природной необходимости.
Кафоличность или
софийность искусства необходимо предполагает преодоление этого эстетического идеализма.
Земля же есть ничто, в которое излилась уже
софийность, поэтому она есть потенциальная София.
Он относителен, а не абсолютен, ибо мышление не есть Логос, а только логика, логика же преодолевается на высших ступенях проникновения в
софийность мира.
Существование мира горнего и
софийность дольнего поэтому непосредственно удостоверяется религиозным, а затем и философским созерцанием, причем фило софия далее только развертывает его содержание и вскрывает заключенные здесь проблемы.
Мир, сотворенный из ничего в Начале, т. е. потенциальная и актуализирующаяся
софийность, в первозданной своей «доброте» не имеет ничего аншмсофийного, не содержит никакого зла.
С нашей точки зрения, понятия годятся только для того, чтобы с возможной точностью описать, рассказать содержание той мистической интуиции, в которой непосредственно открывается каждому, в меру его духа,
софийность мира [Аргументами трансцендентально-спекулятивными нельзя снять интуитивно данную проблему софийности мира и разъяснить ее в духе гносеологического формализма (посягательство к чему и делает над платонизмом Марбургская школа).
При данном состоянии мира и человека мировая душа действует как внешняя закономерность космической жизни, с принудительностью физического закона [Эту
софийность души мира, или общую закономерность всего сущего, стремится постигать и так называемый оккультизм, притязающий научить не внешнему, но внутреннему «духовному» восприятию сил природы.
Хозяйственный труд, как и всякий труд, не есть еще творчество и предполагает несение послушания последствиям греха [С. Булгаков в своей интересной и показательной «Философии хозяйства» хотел открыть
софийность хозяйства, но в действительности открыл нетворческую, трудовую, послушную, ветхозаветную природу хозяйства.
Предложения со словом «софийность»
- Искусство же сохраняет способность видеть софийность, но утрачивает возможность её осуществить, достичь преображения твари.
- Но есть одно, что выделяет его и ставит на высшее место между ними: это его способность увидеть и показать софийность (как красоту).
- Философская мысль, признавая софийность хозяйства (включённость познания в наше отношение к жизни), движется в направлении историзма и экономизма, превращая знания в «проект лучшего мира».
- (все предложения)
Дополнительно