Цитаты из русской классики со словом «западники»
С этой темой связана вековая распря славянофилов и
западников.
Так было не только в Религиозно-философских обществах, но и в спорах в частных домах, напоминавших споры
западников и славянофилов 40 годов.
Но у этих религиозных
западников были и славянофильские элементы.
То он выходил, по этим критикам, квасным патриотом, обскурантом, то прямым продолжателем Гоголя в лучшем его периоде; то славянофилом, то
западником; то создателем народного театра, то гостинодворским Коцебу, то писателем с новым особенным миросозерцанием, то человеком, нимало не осмысливающим действительности, которая им копируется.
Деликатно, не вступая в явный спор, но ужасно хвастаясь, он несколько раз уже намекнул о преимуществах английского бокса, одним словом, оказался чистейшим
западником.
— Хороши и противники-то их —
западники, — сказал своим грустным голосом Неведомов. — Какое высокое дарование — Белинский, а и того совсем сбили с толку; последнее время пишет все это, видно, с чужого голоса, раскидался во все стороны.
«Дело прежде всего!» — восклицали мы, — то обновительное дело, которое, в звании мировых посредников, может одинаково приютить и
западников, и славянофилов, и централизаторов, и федералистов… и фельдфебелей.
Но не к большинству
западников (единственно авторитетному тогда в литературе), которое занималось популяризированием положений немецкой философии, а к тому безвестному кружку 1, который инстинктивно прилепился к Франции.
Кончались речи и неожиданными сюрпризами. Был случай, когда тишайший Н.Н. Златовратский вцепился в бородку благовоспитанного В.А. Гольцева, вцепившегося в свою очередь в широкую бороду Н.Н. Златовратского, так что их пришлось растаскивать соседям. Они ярко выразили свое несходство в убеждениях: В.А. Гольцев был
западник, а Н.Н. Златовратский — народник.
— Да, я, конечно, — засюсюкал Кармазинов, — выставил в типе Погожева все недостатки славянофилов, а в типе Никодимова все недостатки
западников…
Да-с, да-с, я
западник, я предан Европе; то есть, говоря точнее, я предан образованности, той самой образованности, над которою так мило у нас теперь потешаются, — цивилизации, — да, да, это слово еще лучше, и люблю ее всем сердцем, и верю в нее, и другой веры у меня нет и не будет.
А
западники разве не кричали: следует научать в комедии, что суеверие вредно, а Островский колокольным звоном спасает от погибели одного из своих героев; следует вразумлять всех, что истинное благо состоит в образованности, а Островский в своей комедии позорит образованного Вихорева перед неучем Бородкиным; ясно, что «Не в свои сани не садись» и «Не так живи, как хочется» — плохие пьесы.
— Твой Тургенев-то, — говорит, — сам, братец,
западник. Он уж и сознался, что с тех пор, как окунулся в немецкое море, так своей сути и лишился.
— Да как же-с! Из такой возмутительной, предательской и вообще гадкой истории, которая какого хотите, любого
западника вконец бы разорила, — наш православный пузатый купчина вышел молодцом и даже нажил этим большие деньги и, что всего важнее, — он, сударь, общественное дело сделал: он многих истинно несчастных людей поддержал, поправил и, так сказать, устроил для многих благоденствие.
Должно полагать, впрочем, что и этот, столь неблагоприятный, отзыв вызван был более потребностью сказать и здесь хоть что-нибудь в пику
западникам, превозносившим «Семейную хронику», нежели действительным желанием отнять С. Т. Аксакова у современной русской литературы.
И он ведь не остался узким
западником, а, вызывая в иностранной публике до смерти своей всего больше сочувствия и понимания, выработал свой стиль, свое настроение и как оперный композитор и как симфонист.
— Ты
западник! Разве ты понимаешь? Вот то-то и жаль, что вы, ученые, чужое выучили, а своего знать не хотите! Вы презираете, чуждаетесь! А я читал и согласен: интеллигенция протухла, а ежели в ком еще можно искать идеалов, так только вот в них, вот в этих лодырях… Взять хоть бы Фильку…
— Это ты не гоноши… Я — русак. В деревне родился… стало, нечего меня русскому-то духу обучать… А вы очень не тянитесь… за барами, которые… кричат-то много… Он, говорит,
западник… Мы не того направления. Вы оба о том лучше думайте, чтоб кур не смешить да стоящим людям поперек дороги не становиться, так-то!
Герцен, Бакунин, даже такие зловещие революционеры, как Нечаев и Ткачев, в каком-то смысле ближе к русской идее, чем
западники, просветители и либералы.
Достоевский защищает «
западников» в противовес славянофилам.
КудрявцевПетр Николаевич (1816–1858) — русский общественный деятель,
западник, автор трудов по истории Рима и средневековой Италии.
— Если бы я знал кого-нибудь там из влиятельных, так извините, во мне достанет довольно патриотизма — хоть вы,
западники, и не признаете его в нас, русских, — чтоб не подать дружески руку врагу России.
Знал он или не знал, как там, на севере, в «чухонской столице», борются тогдашние самобытники и
западники, — решить трудно, но очень мог и знать. Он уже давно влачился по дикастерским крыльцам и монастырям, а в монастырях политикою занимаются так же ревностно, как «всем тем, чем (по выражению митрополита Евстафия) им заниматься не следует».
Русские революционеры, русские социалисты и анархисты, как бы фанатически они ни исповедовали западные учения, всегда были по природе своей восточниками, а не
западниками.
И Катков, идеолог национализма, был
западником, никогда не был выразителем русского народного духа.
Мы уже не славянофилы и не
западники, ибо мы живем в небывалом мировом круговороте и от нас требуется несоизмеримо больше, чем от наших отцов и дедов.
Во всяком случае, он обозначал большой шаг вперед по сравнению с славянофилами и
западниками.
У
западника есть почти религиозное благоговение, вызываемое дистанцией.
У многих наших передовых
западников мысль остановилась на 60-х годах, они — охранители этой старой мысли, они остановились на стадии самого элементарного просветительства, на Западе восходящего до XVIII века.
Для
западников не существовало народной души.
Он, по-видимому, чувствует себя первым радикальным
западником в России.
А вот и обратная сторона парадокса:
западники оставались азиатами, их сознание было детское, они относились к европейской культуре так, как могли относиться только люди, совершенно чуждые ей, для которых европейская культура есть мечта о далеком, а не внутренняя их сущность.
Она прекратит внутреннюю распрю славянофилов и
западников, упразднив и славянофильство, и западничество, как идеологии провинциальные, с ограниченным горизонтом.
Я наследую традицию славянофилов и
западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и Белинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие миросозерцаний, и более всего Достоевского и Л. Толстого, Вл. Соловьева и Н. Федорова.
Это был редкий в России государственник, очень отличный в этом и от славянофилов и от левых
западников.
Западники приняли реформу Петра и петровский период, но отнеслись еще более отрицательно к империи Николая I, чем славянофилы.
Но
западники делали другого рода ошибку.
Проблема философии истории. Россия и Европа. Славянофилы и
западники. Вопрос о судьбе России. Сороковые годы. Чаадаев. Печерин. Славянофилы. Киреевский. Аксаков. Хомяков. Письмо Фр. Баадера. Западники. Идеалисты сороковых годов. Грановский. Белинский. Герцен. Дальнейшее развитие славянофильства. Данилевский. Леонтьев. Достоевский.
Споры
западников и славянофилов заполнят у нас большую часть века.
Его можно было бы назвать правым
западником.
Русские марксисты будут
западниками в другом смысле, а в марксизме коммунистов раскроются некоторые черты русского мессианизма.
В кружках 40-х годов славянофилы и
западники могли еще спорить в одних и тех же салонах.
Западники были такие же русские люди, как и славянофилы, любили Россию и страстно хотели для нее блага.
Герцен говорил о
западниках и славянофилах того времени: «У нас была одна любовь, но не одинаковая».
Но сейчас нужно отметить, что в России был двоякий исход философии: «у славянофилов в религию, в веру, у
западников в революцию, в социализм».
Дети и внуки славянофилов и
западников уже разойдутся настолько, что не смогут спорить в одном салоне.
Западники целиком приняли реформу Петра и будущее России видели в том, чтобы она шла западным путем.
Этот русский
западник пережил глубокое разочарование в Западной Европе.
Западники не поняли своеобразия России, не хотели признать болезненности реформы Петра, не видели особенности России.
Такой силы обличения трудно встретить и у
западников.
Неточные совпадения
Для русского западника-азиата Запад — обетованная земля, манящий образ совершенной жизни.
Идеалисты-западники превращаются в «лишних людей», пока не появятся реалисты 60-х годов.
Стр. 533. ГрановскийТимофей Николаевич (1813–1855) — русский историк, общественный деятель-западник, с 1839 г. профессор всеобщей истории Московского университета, славившийся своим ораторским искусством.
Так думали и консерваторы-славянофилы, и революционеры-западники.
Ассоциации к слову «западники»
Синонимы к слову «западники»
Предложения со словом «западник»
- Важнейшим этапом становления российской философии культуры стали споры западников и славянофилов в 30-60-е гг. XIX в.
- Обогащённый, облагороженный новыми идеями XIX века гуманизм – продукт европейской общечеловеческой цивилизации – вот что пытались провести в наше общество русские гуманисты, так называемые западники сороковых годов!
- К аргументам автора этих строк местные западники тоже прислушиваться не хотят, да ещё и обвиняют в том, что он – антизападник.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «западник»
Какими бывают «западники»
Значение слова «западник»
Дополнительно