Цитаты из русской классики со словом «дискурсивный»
Он не может также реально воплощаться в
дискурсивной научной мысли, в формально-законнических морали и праве, ни в чем объективном, он воплощается в реальном восхождении субъекта, личности к Богу и в реальном нисхождении любви и милосердия, в интуитивном сопричастии познающего с познаваемым, в реальном творчестве небывшего, в оригинальном, первородном суждении.
В действительности же, в противность Гегелю, религиозная достоверность существенно иная, чем философская, поскольку вера отлична от
дискурсивного мышления, а мифологема от философемы.
При таком понимании ясно, что философская интуиция кажется менее общеобязательной, чем научное
дискурсивное мышление, лишь от понижения до минимума духовной общности, общности сознания.
Идея бытия есть первичная интуиция, а не производный результат
дискурсивного мышления, и все попытки критицистов разложить эту идею на простейшие элементы, ничего общего с бытием не имеющие, из субъекта взятые, производят впечатление софизмов, являются ненужным и вредным схоластическим формализмом.
Моя сравнительно слабая способность к систематическому
дискурсивному развитию своей мысли мешает пониманию моей центральной философской идеи объективации, с которой связан мой экзистенциальный опыт.
В основании философского познания лежит конкретный опыт, оно не может определяться отвлеченным сцеплением понятий,
дискурсивной мыслью, которая есть лишь инструмент.
Убедительна в философском познании творческая интуиция, а не доказательность
дискурсивной мысли.
Поэтому догмат, входя в мышление, является ему иноприродным и в этом смысле трансцендентным
дискурсивному мышлению, не есть его вывод и порождение.
Ибо понятиями, возникающими в результате применения категории
дискурсивного мышления, в предположении пространственности и временности, здесь условно выражаются сущности мира иного.
Это искание безопасного убежища в принудительности
дискурсивного мышления, в необходимой твердости науки обозначает иссякание творческого дерзновения в познании.
Дискурсивное рациональное познание лишь выводит, лишь заполняет посредствующие звенья; оно не восходит к истокам.
Дискурсивное мышление отражает болезненность познания; но ведь болезненность эта реально существует, и Лосский не может ее отрицать.
От философа требуют оправдания его интуиции научными,
дискурсивными, принудительными критериями, лежащими вне философии и вне творческой интуиции потому лишь, что оставляют его одиноким, отчужденным в его прозрениях.
Таково гносеологическое значение мифа: параллельно с
дискурсивным мышлением и наукотворчеством, рядом с художественным творчеством стоит религиозное мифотворчество как особая, самозаконная область человеческого духа; миф есть орудие религиозного ведения.
Нужно решительно порвать с тем гносеологическим предрассудком, что всякое познание есть рационализирование, объективирование, суждение,
дискурсивное мышление.
В нем смертно как раз именно то, что делает его логическим, трансцендентальным,
дискурсивным, но, конечно, бессмертен его софийный корень, находящийся в общей связности мышления — бытия.
Для одних сочетание слов есть рациональное суждение,
дискурсивное мышление, для других то же сочетание слов есть интуиция, сочетание, полное реального смысла.
Философия предполагает общение на почве начальных и конечных интуиций, а не серединных доказательств
дискурсивной мысли.
Ведь у гносеологии нет органа ее специфического познания, обычное
дискурсивное мышление тут недостаточно.
В
дискурсивном мышлении нет непосредственной данности бытия, а есть посредственность и выводимость.
Во мне нет того, что называют обдумыванием,
дискурсивным, выводным мышлением, нет систематической, логической связи мысли.
При духовном же разобщении ответственность принимают лишь за серединность
дискурсивной мысли, лишь за приспособление к необходимости в познании.
Невозможно совершенно отрицать различие между интуитивным и
дискурсивным мышлением.
Для тех, кто всего более дорожит стройностью системы и верит в возможность адекватного выражения сущего в понятиях
дискурсивного мышления, кто в большей или меньшей степени одержим mania Hegeliana [Гегельянская мания (лат.) — одержимость философа «пафосом системы», о которой Булгаков писал в «Трагедии философии».
Дискурсивное развитие мысли имеет социологическую природу, это есть организация познания в социальной обыденности.
Однако закон непрерывности и непротиворечивости
дискурсивного мышления имеет силу лишь в его собственном русле, а не там, где разум обращается на свои собственные основы, корни мысли и бытия, причем вскрываются для него непреодолимые, а вместе и неустранимые антиномии, которые все же должны быть им до конца осознаны.
Что три и один — одно, эта истина не вмещается
дискурсивным мышлением, но вмещается интуитивным мышлением, свободным от власти ограниченного бытия, в котором ничто не может быть разом три и один, а должно быть или три или один.
Дискурсивное развитие мысли существует не для самого познающего, оно существует для других.
Познание протекает через
дискурсивное мышление, но восходит к интуиции, упирается в элементарную веру, в обличение уже невидимой вещи.
Доказательство есть необходимость в
дискурсивном мышлении — приспособление к необходимости в мировой данности.
Таким образом, твердые первоосновы знания не даются
дискурсивным мышлением, их нужно искать в другом месте, вне рациональной дискурсии.
Есть интуиция бытия, но нет к нему путей
дискурсивного мышления.
В конце концов,
дискурсивное мышление — лишь орудие интуиции, которая зачинает и завершает.
Может ли интуиция обосновываться и оправдываться
дискурсивным мышлением?
И Бергсон и Джемс как будто бы не видят, что понятия
дискурсивной, рационалистической мысли суть приспособления к данному состоянию мира, а не творчество.
Лишь насколько люди понизили свое духовное общение до серединности, они ищут исключительной опоры и обоснования своего познания в серединности
дискурсивного мышления, они видят оправдание познания в необходимости.
Все, в сущности, признают, что в основе знания лежит нечто более твердое, чем само знание, все вынуждены признать, что доказуемость
дискурсивного мышления есть нечто вторичное и зыбкое.
В познавательном восприятии видимых вещей, в доказательствах, в
дискурсивном мышлении как бы теряется свобода человека, она не нужна уже.
Откуда взялась уверенность, что
дискурсивное мышление более общеобязательно, чем интуиция?
Конечно, в своих философских книгах я прибегаю и к
дискурсивной мысли, но это имеет для меня лишь второстепенное и подсобное значение.
Дискурсивное мышление есть формальный, автоматический аппарат, приводящийся в действие силами, вне его лежащими.
Эта печать приспособления лежит не только на научном опыте, но и на
дискурсивном мышлении, которым пользуется наука для своих выводов.
Дискурсивное мышление, предоставленное себе, попадает во власть дурной бесконечности, плохой множественности.
У меня малая способность к анализу и к
дискурсивному развитию своей мысли.
Мышление, которым так гордятся рационалисты, есть мышление
дискурсивное, выводное.
Чтобы оценить значение веры, нужно прежде всего принять, что вера хотя и не подчиняется категориям логического,
дискурсивного познания, однако тем самым еще не низводится на степень субъективного верования, вкуса или прихоти, ибо такое истолкование противоречит самому существу веры: это была бы неверующая вера.
Все знание протекает в плохой бесконечности
дискурсивного мышления.
В
дискурсивном мышлении, взятом самом по себе, есть неотвратимая необходимость, принудительность и безвыходность, порочный круг.
Через ряд посредствующих звеньев
дискурсивной мысли стремятся вывести из Евангелия то нужное нам, что там не раскрывается.
Дискурсивное мышление — аппарат, прекрасно приспособленный к операциям над навязанной мировой данностью, в нем есть необходимость приспособления к необходимости мировой данности.
Синонимы к слову «дискурсивный»
Предложения со словом «дискурсивный»
- Во-вторых, это позволяет читателю подходить к литературе путешествий с общим представлением о различных дискурсивных практиках, а не со строгим определением литературного жанра.
- Всё знание протекает в плохой бесконечности дискурсивного мышления.
- Лишь после того, как он был вписан в дискурсивную формацию культурного своеобразия, он приобретает функцию носителя культурных различий и конституируется как предмет сравнительного исследования.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «дискурсивный»
Значение слова «дискурсивный»
ДИСКУРСИ́ВНЫЙ, -ая, -ое. Филос., лог. Совершаемый путем логических умозаключений, рассудочный. Дискурсивное познание. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ДИСКУРСИВНЫЙ
Дополнительно