Цитаты из русской классики со словом «волей»
Такова судьба не великих людей, не grand-homme, которых не признает русский ум, а судьба тех редких, всегда одиноких людей, которые, постигая
волю Провидения, подчиняют ей свою личную
волю. Ненависть и презрение толпы наказывают этих людей за прозрение высших законов.
Какия же ради вины обуздывает он свои хотения? почто поставляет над собою власть? почто, беспределен в исполнении своея
воли, послушания чертою оную ограничивает?
А у него этого разлада не было. Внутреннею силою он отражал внешние враждебные притоки, а свой огонь горел у него неугасимо, и он не уклоняется, не изменяет гармонии ума с сердцем и с
волей — и совершает свой путь безупречно, все стоит на той высоте умственного и нравственного развития, на которую, пожалуй, поставили его природа и судьба, следовательно, стоит почти бессознательно.
Помимо всякой философской теории, всякой гносеологии, я всегда сознавал, что познаю не одним интеллектом, не разумом, подчиненным собственному закону, а совокупностью духовных сил, также своей
волей к торжеству смысла, своей напряженной эмоциональностью.
Будущее великого народа зависит от него самого, от его
воли и энергии, от его творческой силы и от просветленности его исторического сознания.
Я
воле божией ни в чем не перечу и слепо покоряюсь искушениям, которые он ниспосылает на меня.
Но эти существа были духи, одаренные умом и
волей.
Русские устремлены не к царству этого мира, они движутся не
волей к власти и могуществу.
«Он полон честных наклонностей и впечатлителен, но не обладает ни рассудком, ни силою
воли, чтобы достаточно управлять своими желаниями».
За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
За то ль, что любит без искусства,
Послушная влеченью чувства,
Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и
волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным?
Ужели не простите ей
Вы легкомыслия страстей?
Он разделял убеждения своего века в божественной неприкосновенности прав Иоанна; он умственно подчинялся этим убеждениям и, более привыкший действовать, чем мыслить, никогда не выходил преднамеренно из повиновения царю, которого считал представителем божией
воли на земле.
Судьба истины зависит не от ума только, но и от
воли.
Лекция была озаглавлена «Интеллект и рок», — в ней доказывалось, что интеллект и является выразителем
воли рока, а сам «рок не что иное, как маска Сатаны — Прометея»; «Прометей — это тот, кто первый внушил человеку в раю неведения страсть к познанию, и с той поры девственная, жаждущая веры душа богоподобного человека сгорает в Прометеевом огне; материализм — это серый пепел ее».
Для человека, не зараженного самодурством, вся прелесть любви заключается в том, что
воля другого существа гармонически сливается с его
волей без малейшего принуждения.
— Чужая
воля во мне действовала, и я чужую судьбу исполнял.
Если наклонность не дана природою или не развита жизнью независимо от намерений самого человека, этот человек не может создать ее в себе усилием
воли, а без влечения ничто не делается так, как надобно.
— Это время моей свободы, Ромашов, свободы духа,
воли и ума!
Над послушанием, постом и молитвой даже смеются, а между тем лишь в них заключается путь к настоящей, истинной уже свободе: отсекаю от себя потребности лишние и ненужные, самолюбивую и гордую
волю мою смиряю и бичую послушанием, и достигаю тем, с помощию Божьей, свободы духа, а с нею и веселья духовного!
Он верит, что в мире есть нечто высшее, нежели дикий произвол, которому он от рождения отдан в жертву по
воле рокового, ничем не объяснимого колдовства; что есть в мире Правда и что в недрах ее кроется Чудо, которое придет к нему на помощь и изведет его из тьмы.
Сам я больше неспособен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие — подчинять моей
воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?
— Христос был не тверд духом. Пронеси, говорит, мимо меня чашу. Кесаря признавал. Бог не может признавать власти человеческой над людьми, он — вся власть! Он душу свою не делит: это — божеское, это — человеческое… А он — торговлю признавал, брак признавал. И смоковницу проклял неправильно, — разве по своей
воле не родила она? Душа тоже не по своей
воле добром неплодна, — сам ли я посеял злобу в ней? Вот!
Но я живу и, следовательно,
волею и неволею делаюсь причастником жизненного процесса.
А мало того, что он любил власть, привык к ней (почет, отдаваемый князю Прозоровскому, при котором он состоял в Турции, дразнил его), он был убежден, что ему было предназначено спасение России, и потому только, против
воли государя и по
воле народа, он был избран главнокомандующим.
Перед этим опасным противником у ней уж не было ни той силы
воли и характера, ни проницательности, ни уменья владеть собой, с какими она постоянно являлась Обломову.
— Ну да. Признавать законность
воли одного над стремлениями других! Что ж это, не деспотизм разве?
Методичность и сухость его отношений к ней простерлись без его ведома и
воли до холодной и тонкой тирании, и над чем? над сердцем женщины!
А
воля Его руководствуется только одною беспредельною любовью к нам, и потому всё, что́ ни случается с нами, всё для нашего блага.
Б. Пискарь без имени и отчества, известный под названием Ивана Хворова — по обвинению в знании изложенных выше поступков и деяний и в недонесении об них подлежащей власти; причем хотя и не было с его стороны деятельного участия в заговоре, но сие произошло не от
воли его, а от воспрепятствования хворостью, по предписанию врачей.
Между прочим, она сказала ему, что безрассудно сердиться на Волгу и бурю, что такие препятствия не зависят от
воли человеческой и что грешно роптать на них, потому что их посылает бог, что, напротив, мы должны благодарить его за спасение нашей жизни…
По природе он не был ни зол, ни глуп, но отчасти воспитание, отчасти обстановка, отчасти грехи предков сделали из него капризного ребенка с отшибленной
волей.
Постепенно ли, с юных лет развращаемая и наконец до отупения развращенная
воля или просто жгучее чувство личности, долго не признаваемое, долго сдерживаемое в разъедающей борьбе с самим собою и наконец разорвавшее все преграды и, как вышедшая из берегов река, унесшее в своем стремлении все — даже бедного своего обладателя?
Я вижу, что ей во многом еще недостает характера, силы
воли, и она делается несправедливой и злой именно в силу этого недостатка.
Я с истинным уважением смотрю на ее высокую покорность
воле провидения.
— Да моя теория та: война, с одной стороны, есть такое животное, жестокое и ужасное дело, что ни один человек, не говорю уже христианин, не может лично взять на свою ответственность начало войны, а может только правительство, которое призвано к этому и приводится к войне неизбежно. С другой стороны, и по науке и по здравому смыслу, в государственных делах, в особенности в деле воины, граждане отрекаются от своей личной
воли.
Какой это суровый, и мрачный, и тяжелый подвиг в жизни его был! «В России нельзя честно служить!» — подумал он — и в мыслях своих представил себе молодого человека с
волей, с характером, с страшным честолюбием, который решился служить, но только честно, и все-таки в конце концов будет сломлен.
— Вздыхал и я когда-то о сечи, об ее бурной поэзии и
воле… Был даже у Садыка в Турции [Чайковский, украинец-романтик, известный под именем Садыка-паши, мечтал организовать козачество как самостоятельную политическую силу в Турции.].
Когда он был на
воле, он работал для, той цели, которую он себе поставил, а именно: просвещение, сплочение рабочего, преимущественно крестьянского народа; когда же он был в неволе, он действовал так же энергично и практично для сношения с внешним миром и для устройства наилучшей в данных условиях жизни не для себя только, но и для своего кружка.
— Я не трону его,
воля ваша для меня священна. Вам обязан он жизнию. Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже и в моих преступлениях. Но как же спасу вас от жестокого отца?
Из всего этого тяжелого морального труда я не вынес ничего, кроме изворотливости ума, ослабившей во мне силу
воли, и привычки к постоянному моральному анализу, уничтожившей свежесть чувства и ясность рассудка.
Отдача каторжных в услужение частным лицам находится в полном противоречии со взглядом законодателя на наказание: это — не каторга, а крепостничество, так как каторжный служит не государству, а лицу, которому нет никакого дела до исправительных целей или до идеи равномерности наказания; он — не ссыльнокаторжный, а раб, зависящий от
воли барина и его семьи, угождающий их прихотям, участвующий в кухонных дрязгах.
Все это сияло, как фигура Черткова, на пороге объятого трепетом уездного присутствия, все это гремело, благодетельствовало или ввергало в отчаяние не почему-нибудь и не на каком-нибудь основании, а просто так… без причины, высшею, безотчетною
волей, с которой нельзя спорить, о которой не приходится даже и рассуждать.
Но вы, вы, создание чистое и наивное, вы, кроткая, которой судьба едва не соединилась с моею, по
воле одного капризного и самовластного сердца, вы, может быть, с презрением смотревшая, когда я проливал мои малодушные слезы накануне несостоявшегося нашего брака; вы, которая не можете, кто бы вы ни были, смотреть на меня иначе как на лицо комическое, о, вам, вам последний крик моего сердца, вам последний мой долг, вам одной!
Анна Сергеевна недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению, за одного из будущих русских деятелей, человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом, твердою
волей и замечательным даром слова, — человека еще молодого, доброго и холодного как лед.
Но страстная, почти религиозная привязанность к своему странному ребенку была, надо полагать, единственным клапаном тех ее склонностей, захлороформированных воспитанием и судьбой, которые уже не живут, но смутно бродят, оставляя
волю бездейственной.
Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием — силы
воли.
И с каждым днем он становился требовательнее, придирчивее и суровее. Он вряд ли сознательно, вернее что по привычке, полагался на свое всегдашнее влияние, устрашающее мысль и подавляющее
волю, которое ему редко изменяло.
Пусть зажжено сознание
волею высшей силы, пусть оно оглянулось на мир и сказало: «Я есмь!», и пусть ему вдруг предписано этою высшею силой уничтожиться, потому что там так для чего-то, — и даже без объяснения для чего, — это надо, пусть, я всё это допускаю, но опять-таки вечный вопрос: для чего при этом понадобилось смирение мое?
А оно уже было лишено своего разума и
воли, то есть людей, и, следовательно, перестало бороться.
Все решения и увлечения Алеши происходили от его чрезвычайной, слабонервной восприимчивости, от горячего сердца, от легкомыслия, доходившего иногда до бессмыслицы; от чрезвычайной способности подчиняться всякому внешнему влиянию и от совершенного отсутствия
воли.
— Попала неволей, а теперь живу своей
волей, Акинфий Назарыч… Спасибо за любовь да за ласку, а в Тайболу я не поеду, ежели…
Ассоциации к слову «воля»
Предложения со словом «волей»
- Сила воли даёт возможность не только реализовывать масштабные проекты, кардинально менять образ жизни или достигать самых высоких целей, но и реагировать на задачи и соблазны, с которыми мы все сталкиваемся ежедневно.
- Последним усилием воли люди рванулись вперёд и, с трудом продравшись сквозь густые камыши, очутились наконец на твёрдой земле, среди высоких трав.
- Знаете, даже забавно смотреть, во что сами себя могут превратить люди, если дают волю собственному негативу.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «воля»
Значение слова «волей»
ВО'ЛЕЙ, нареч. (устар.). По собственной воле, добровольно. Неволей, иль волей, а будешь ты мой. Жквскй. ◊ Волей-неволей (разг.) — несмотря на нежелание, вынуждение; вынужденно, хочешь-не-хочешь. Пошел сильный дождь, и в.-неволей приходится оставаться дома. (Толковый словарь Ушакова)
Все значения слова ВОЛЕЙ
Афоризмы русских писателей со словом «волей»
- Природа — не сырье для цивилизации, а прекрасный солнечный дворец, в который человек должен своим трудом, волей, разумом вносить усовершенствования и изменения.
- Всякое правительство — как бы оно себя ни именовало — стремится не только «управлять» волею народных масс, но и воспитывать эту волю сообразно своим принципам и целям. Наиболее демагогические и ловкие правительства обычно прикрашивают свое стремление управлять народной волей и воспитывать ее словами: мы выражаем волю народа.
- Твердость есть сила, основанная на союзе разума с волей.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно