Цитаты со словом «церквы»
На берегу несколько домиков и
церковь.
Священника при
церкви нет, и он, когда нужно, приезжает из Мариинска.
В нем нет ни одной каменной постройки, а всё сделано из дерева, главным образом из лиственницы: и
церковь, и дома, и тротуары.
На площади, между домом начальника острова и
церковью, он был встречен почетным караулом, чиновниками и толпою поселенцев и каторжных.
Для
церкви о. Ираклию была предложена надзирательская будка, но он отказался от нее, ссылаясь на тесноту.
В шести верстах от Дуэ на открытом месте уже стояла Слободка, была уже на Дуйке тюрьма, и вот по соседству мало-помалу стала вырастать резиденция: помещения для чиновников и канцелярий,
церковь, склады, лавки и проч.
Главную суть поста составляет его официальная часть:
церковь, дом начальника острова, его канцелярия, почтово-телеграфная контора, полицейское управление с типографией, дом начальника округа, лавка колонизационного фонда, военные казармы, тюремная больница, военный лазарет, строящаяся мечеть с минаретом, казенные дома, в которых квартируют чиновники, и ссыльнокаторжная тюрьма с ее многочисленными складами и мастерскими.
В Ново-Михайловке телеграфная станция, школа, казарма для богадельщиков и остов недостроенной деревянной
церкви. Есть пекарня, где пекут хлеб для каторжных, занятых дорожными работами в районе Ново-Михайловки; пекут, должно быть, без всякого контроля со стороны начальства, так как хлеб здесь отвратительный.
Там, где короткая улица кончается, поперек ее стоит серая деревянная
церковь, которая загораживает от зрителя неофициальную часть порта; тут расщелина двоится в виде буквы «игрек», посылая от себя канавы направо и налево.
Когда кто-то из ходивших вместе со мной по камерам стал журить его за то, что он ограбил
церковь, то он сказал: «Что ж?
Среди селения большая площадь, на ней деревянная
церковь и кругом по краю не лавки, как у нас в деревнях, а тюремные постройки, присутственные места и квартиры чиновников.
Детей нет,
церкви нет, и скука, должно быть, страшная, особенно зимою, когда уходят с промыслов рабочие.
Новые деревянные постройки лоснятся и отсвечивают на солнце, белеет
церковь, старой, простой и потому красивой архитектуры.
Уже есть четыре улицы и площадь, на которой, как предполагают, со временем будут выстроены
церковь, телеграфная станция и дом смотрителя поселений.
В январе 1880 г. в Дуэской
церкви был повенчан каторжный на гилячке.
Колония называется исправительной, но таких учреждений или лиц, которые специально занимались бы исправлением преступников, на Сахалине нет; нет также на этот счет каких-либо инструкций и статей в «Уставе о ссыльных», кроме немногих указаний на случаи, когда конвойный офицер или унтер-офицер может употребить против ссыльного оружие или когда священник должен «назидать в обязанностях веры и нравственности», объяснять ссыльным «важность даруемого облегчения» и т. п.; нет на этот счет и каких-либо определенных воззрений; но принято думать, что первенство в деле исправления принадлежит
церкви и школе, а затем свободной части населения, которая своим авторитетом, тактом и личным примером значительно может способствовать смягчению нравов.
В свои приезды, при закладке
церквей, освящении различных зданий [Об освящении еписк<опом> Мартимианом Крильонского маяка см. «Владивосток», 1883 г., № 28.] и обходе тюрем, они обращались к ссыльным со словами утешения и надежды.
О характере их направляющей деятельности можно судить по следующей выдержке из резолюции преосвященного Гурия на одном из актов, хранящихся в корсаковской
церкви: «Если не во всех у них (то есть ссыльных) имеются вера и раскаяние, то во всяком случае у многих, что мною лично было усмотрено; не что иное, а именно чувство раскаяния и вера заставляли их горько плакать, когда я поучал их в 1887 и 1888 гг.
Этот взгляд был присущ и младшим представителям
церкви; сахалинские священники всегда держались в стороне от наказания и относились к ссыльным не как к преступникам, а как к людям, и в этом отношении проявляли больше такта и понимания своего долга, чем врачи или агрономы, которые часто вмешивались не в свое дело.
В истории сахалинской
церкви до сих пор самое видное место занимает о. Симеон Казанский, или, как по называло население, поп Семен, бывший в семидесятых годах священником анивской или корсаковской церкви.
В его время сахалинские
церкви были бедно обставлены.
Как-то, освящая иконостас в анивской
церкви, он так выразился по поводу этой бедности: «У нас нет ни одного колокола, нет богослужебных книг, но для нас важно то, что есть господь на месте сем».
В настоящее время на Сахалине четыре приходских
церкви: в Александровске, Дуэ, Рыковском и Корсаковске.
[В районе Рыковского прихода есть еще
церковь в Мало-Тымове, где бывает служба только в храмовой праздник в день Антония Великого, и в районе Корсаковского — три часовни: во Владимировке, Крестах и Галкине-Враском.
Все сахалинские
церкви и часовни построены на тюремные средства, трудами ссыльных, только одна корсаковская — на средства, пожертвованные командами «Всадника» и «Востока» и военными, жившими в посту.]
Церкви вообще не бедны, священникам полагается жалованья по тысяче рублей в год, в каждом приходе есть хор певчих, поющих по нотам и одетых в парадные кафтаны.
Когда говеют кандальные или живущие в Воеводской и Дуйской тюрьмах, то вокруг
церкви стоят часовые, и это, говорят, производит удручающее впечатление.
Каторжные чернорабочие обыкновенно в
церковь не ходят, так как каждым праздничным днем пользуются для того, чтобы отдохнуть, починиться, сходить по ягоды; к тому же церкви здешние тесны, и как-то само собою установилось, что ходить в церковь могут только одетые в вольное платье, то есть одна так называемая чистая публика.
При мне, например, в Александровске всякий раз во время обедни переднюю половину
церкви занимали чиновники и их семьи; затем следовал пестрый ряд солдаток, надзирательских жен и женщин свободного состояния с детьми, затем надзиратели и солдаты, и уже позади всех у стены поселенцы, одетые в городское платье, и каторжные писаря.
Может ли, если пожелает, каторжный с бритою головой, с одним или двумя тузами на спине, закованный в кандалы или прикованный к тачке, пойти в
церковь?
Поселенцы говеют, венчаются и детей крестят в
церквах, если живут близко. В дальние селения ездят сами священники и там «постят» ссыльных и кстати уж исполняют другие требы. У о. Ираклия были «викарии» в Верхнем Армудане и в Мало-Тымове, каторжные Воронин и Яковенко, которые по воскресеньям читали часы. Когда о. Ираклий приезжал в какое-нибудь селение служить, то мужик ходил по улицам и кричал во всё горло: «Вылазь на молитву!» Где нет церквей и часовен, там служат в казармах или избах.
Егор, и, посидевши немного, отправился в
церковь венчать.
В
церкви уже зажигали паникадило, и певчие с равнодушными лицами стояли на клиросе в ожидании молодых.
Когда священник возлагал на головы жениха и невесты венцы и просил бога, чтобы он венчал их славою и честью, то лица присутствовавших женщин выражали умиление и радость, и, казалось, было забыто, что действие происходит в тюремной
церкви, на каторге, далеко-далеко от родины.
Священник говорил жениху: «Возвеличися, женише, яко же Авраам…» Когда же после венчания
церковь опустела и запахло гарью от свечей, которые спешил тушить сторож, то стало грустно.
Около
церкви, в потемках, толпа, два тарантаса: на одном молодые, другой — порожнем.
8 сентября, в праздник, я после обедни выходил из
церкви с одним молодым чиновником, и как раз в это время несли на носилках покойника; несли четверо каторжных, оборванные, с грубыми испитыми лицами, похожие на наших городских нищих; следом шли двое таких же, запасных, женщина с двумя детьми и черный грузин Келбокиани, одетый в вольное платье (он служит писарем и зовут его князем), и все, по-видимому, спешили, боясь не застать в церкви священника.
Мне и моему спутнику делать было нечего, и мы пошли на кладбище вперед, не дожидаясь, пока отпоют. Кладбище в версте от
церкви, за слободкой, у самого моря, на высокой крутой горе. Когда мы поднимались на гору, похоронная процессия уже догоняла нас: очевидно, на отпевание потребовалось всего 2–3 минуты. Сверху нам было видно, как вздрагивал на носилках гроб, и мальчик, которого вела женщина, отставал, оттягивая ей руку.
Чем легче живется арестанту, тем меньше опасности, что он убежит, и в этом отношении можно признать очень надежными такие меры, как улучшение тюремных порядков, постройка
церквей, учреждение школ и больниц, обеспечение семейств ссыльных, заработки и т. п.
Цитаты из русской классики со словом «церквы»