Цитаты со словом «сии»
Возле пристани по берегу, по-видимому без дела, бродило с полсотни каторжных: одни в халатах, другие в куртках или пиджаках из серого сукна. При моем появлении вся полсотня сняла шапки — такой чести до
сих пор, вероятно, не удостоивался еще ни один литератор. На берегу стояла чья-то лошадь, запряженная в безрессорную линейку. Каторжные взвалили мой багаж на линейку, человек с черною бородой, в пиджаке и в рубахе навыпуск, сел на козлы. Мы поехали.
Она девушкой пришла сюда с матерью за отцом-каторжным, который до
сих пор еще не отбыл своего срока; теперь она замужем за крестьянином из ссыльных, мрачным стариком, которого я мельком видел, проходя по двору; он был болен чем-то, лежал на дворе под навесом и кряхтел.
Они обрабатывали землю киркой и заступом,
сеяли, случалось, весной вместо яровых озимые и кончили тем, что стали проситься на материк.
Но по какой-то счастливой случайности Александровск не увековечил еще ни одного чиновника, и улицы его сохранили до
сих пор названия слободок, из которых они образовались: Кирпичная, Пейсиковская, Касьяновская.
Вопрос, на какие средства существует население Александровска, до
сих пор остается для меня не вполне решенным.
В то время как в Слободке четверть хозяев обходится без пахотной земли, а другая четверть имеет ее очень мало, здесь, в Корсаковке, все хозяева пашут землю и
сеют зерновые хлеба; там половина хозяев обходится без скота и все-таки сыта, здесь же почти все хозяева находят нужным держать скот.
Недавно существующая ссыльная колония со своим маленьким подвижным населением еще не созрела для статистики; при том скудном цифровом материале, какой она до
сих пор успела дать, волей-неволей приходится строить свои выводы лишь на одних намеках и догадках, при всяком подходящем случае.
Ниже я буду говорить о селениях, жители которых, благодаря главным образом этим туманам, уже перестали
сеять зерновые хлеба и всю свою пахотную землю пускают под картофель.
Могу удостоверить, что тропинка эта не заросла еще и до
сих пор.
Хозяева-старожилы, искушенные опытом,
сеют только ячмень и свои пахотные участки стали пускать под картофель.
Этот дал себе волю и в отместку отодрал коллегу так жестоко, что у того, по рассказам, до
сих пор гноится тело.
До
сих пор успели найти и раскорчевать под пашню и картофель только 24 1/4 дес., то есть меньше чем 1/2 дес. на хозяйство.
[Лет пять назад один важный человек, беседуя с поселенцами о сельском хозяйстве и давая им советы, сказал, между прочим: «Имейте в виду, что в Финляндии
сеют хлеб по склонам гор».
Сеют в немалом количестве пшеницу, ячмень и рожь, сажают, картофель.
Пахотной земли все имеют около 12 дес., но вот уже три года, как не
сеют зерновых хлебов и пускают всю землю под картофель.
Хоэ, на мысе того же названия, который сильно выдается в море и виден из Александровска. Жителей 34: 19 м. и 15 ж. Хозяев 13. Тут еще не совсем разочаровались и продолжают
сеять пшеницу и ячмень. Трое занимаются охотой.
Да едва ли можно рассчитывать здесь на хлебопашество, сколько бы ни
сеяли.
Хозяева и их сожительницы, видимо, скучали и были готовы посидеть, поговорить о том о
сем.
Давыдова «Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанное
сим последним.
Предполагают, что когда-то родиной гиляков был один только Сахалин и что только впоследствии они перешли оттуда на близлежащую часть материка, теснимые с юга айнами, которые двигались из Японии, в свою очередь теснимые японцами.] селения старые, и те их названия, какие упоминаются у старых авторов, сохранились и по
сие время, но жизнь все-таки нельзя назвать вполне оседлой, так как гиляки не чувствуют привязанности к месту своего рождения и вообще к определенному месту, часто оставляют свои юрты и уходят на промыслы, кочуя вместе с семьями и собаками по Северному Сахалину.
За неимением надежных цифровых данных и наши толки о губительном влиянии русского нашествия основаны на одних лишь аналогиях, и очень возможно, что влияние это до
сих пор было ничтожно, равно почти нолю, так как сахалинские гиляки живут преимущественно по Тыми и восточному побережью, где русских еще нет.
Как им трудно понять нас, видно хотя бы из того, что они до
сих пор еще не понимают вполне назначения дорог.
Интересно, что в то время, как сахалинские колонизаторы вот уже 35 лет
сеют пшеницу на тундре и проводят хорошие дороги к таким местам, где могут прозябать одни только низшие моллюски, самая теплая часть острова, а именно южная часть западного побережья, остается в совершенном пренебрежении.
Грессере в петербургской полиции: это — высокий, полный мужчина, с тою солидною, импонирующею осанкой, какую мне до
сих пор случалось наблюдать только у частных и участковых приставов.
Так, в нем до
сих пор еще нет телеграфа и метеорологической станции.
В тюрьме обращают на себя также внимание два родных брата, бывшие персидские принцы, которых и по
сие время в письмах, приходящих сюда из Персии, титулуют высочествами.
Как-то, прислуживая за обедом мне и одному чиновнику, он подал что-то не так, как нужно, и чиновник крикнул на него строго: «Дурак!» Я посмотрел тогда на этого безответного старика и, помнится, подумал, что русский интеллигент до
сих пор только и сумел сделать из каторги, что самым пошлым образом свел ее к крепостному праву.
В Чибисани же, говорят, до
сих пор еще сохранились в целости избы, часовня и даже дом, в котором помещалась школа.
Собственно для ссыльной колонии неудавшийся опыт пока может быть поучителен в двух отношениях: во-первых, вольные поселенцы сельским хозяйством занимались недолго и в последние десять лет до переезда на материк промышляли только рыбною ловлей и охотой; и в настоящее время Хомутов, несмотря на свой преклонный возраст, находит для себя более подходящим и выгодным ловить осетров и стрелять соболей, чем
сеять пшеницу и сажать капусту; во-вторых, удержать на юге Сахалина свободного человека, когда ему изо дня в день толкуют, что только в двух днях пути от Корсаковска находится теплый и богатый Южно-Уссурийский край, — удержать свободного человека, если, к тому же, он здоров и полон жизни, невозможно.
Айно живут в близком соседстве с народами, у которых растительность на лице отличается скудостью, и немудрено поэтому, что их широкие бороды ставят этнографов в немалое затруднение; наука до
сих пор еще не отыскала для айно настоящего места в расовой системе.
Крузенштерн пришел от них в совершенный восторг; перечислив их прекрасные душевные качества, он заключает: «Такие подлинно редкие качества, коими обязаны они не возвышенному образованию, но одной только природе, возбудили во мне то чувствование, что я народ
сей почитаю лучшим из всех прочих, которые доныне мне известны».
На Сахалин приезжали только японские промышленники, редко с женами, жили здесь, как на бивуаках, и зимовать оставалась только небольшая часть, несколько десятков, остальные же возвращались на джонках домой; они ничего не
сеяли, не держали огородов и рогатого скота, а всё необходимое для жизни привозили с собой из Японии.
На отношение от 16 августа
сего года за № 741 мною сделано распоряжение о раздаче присланных вами для довольствия потерпевших крушение на бриге и джонке четырех бочек соленой рыбы и пять кульков соли.
Крест
сей поставлен в Знак памяти и Отъезда родителей на материк 1889 года июня дня».
Как бы то ни было, развитие семейного начала среди ссыльных считается чрезвычайно слабым, и как на главную причину, почему колония до
сих пор не удалась, указывают именно на большое число бессемейных.
Наибольшее число зачатий и рождений происходило до
сих пор в полугодие с августа до февраля, и в этом отношении время с короткими днями и длинными ночами было наиболее благоприятным, чем пасмурная и дождливая весна и такое же лето.
На Сахалине за всё время существования колонии ежегодно пахали и
сеяли; перерыва не было, и с увеличением населения ежегодно расширялась и площадь посевов.
Труд здешнего землепашца был не только принудительным, но и тяжким, и если основными признаками каторжного труда считать принуждение и напряжение физических сил, определяемое словом «тяжкий», то в этом смысле трудно было подыскать более подходящее занятие для преступников, как земледелие на Сахалине; до
сих пор оно удовлетворяло самым суровым карательным целям.
Казалось бы, самые верные сведения можно было получать от людей, которые сами пашут и
сеют, но и этот источник оказался ненадежным.
И, несмотря на такое определенное и единодушное отношение к сельскому хозяйству, все-таки ссыльные продолжают пахать и
сеять, администрация продолжает выдавать им в ссуду зерно, и начальник острова, меньше всех верующий в сахалинское земледелие, издает приказы, в которых, «в видах приурочения ссыльных к заботам о сельском хозяйстве», подтверждает, что перечисление в крестьянское сословие поселенцев, которые не подают основательной надежды на успех своих хозяйских дел на отведенных им участках, «не может состояться никогда» (№ 276, 1890 г.).
Количество разработанной земли до
сих пор было показываемо в отчетах дутыми и подобранными цифрами (приказ № 366, 1888 г.), и никто не скажет с точностью, сколько в среднем приходится земли на каждого владельца.
Как ни велика, по-видимому, площадь Южного Сахалина, но до
сих пор земли, годной под пахотные поля, огороды и усадьбы, удалось найти только 405 дес. (приказ № 318, 1889 г.).
Сеют казенное зерно, получаемое каждый раз в ссуду.
В лучшем, то есть Корсаковском, округе в 1889 г. «на всю пропорцию посеянного зерна 2060 пуд. имелось собственных семян только 165 пуд., а из 610 человек, которые
посеяли это количество, имели свое зерно только 56 человек» (приказ № 318, 1889 г.).
[До
сих пор слабо поддавался культуре почему-то только один лук.
С занятием Южного Сахалина русскими рыбные ловли перешли в стадий упадка, в котором находятся до
сего дня.
[До
сих пор мастера находили себе заработок только в постах у чиновников и богатых ссыльных.
В истории сахалинской церкви до
сих пор самое видное место занимает о. Симеон Казанский, или, как по называло население, поп Семен, бывший в семидесятых годах священником анивской или корсаковской церкви.
Скоро, кажется, и мне придется из Корсакова удалиться в мою любезную пустыню и сказать вам:
се оставляю дом ваш пуст».]
Как-то, освящая иконостас в анивской церкви, он так выразился по поводу этой бедности: «У нас нет ни одного колокола, нет богослужебных книг, но для нас важно то, что есть господь на месте
сем».
Цитаты из русской классики со словом «сии»
Предложения со словом «сей»
- Воспоминания о пережитой трагедии до сих пор порою мучают меня.
- Да только мы со свейским гостем сие дело миром разобрали и обиды друг на друга не держим.
- Пытаясь сделать сильных мира сего ещё могущественнее, он сам едва зарабатывал себе на пропитание.
- (все предложения)
Афоризмы русских писателей со словом «сей»
- Наша литература — наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней — вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты — умы и сердца истинных художников.
- Поэзия — сей пламень небесный, который менее или более входит в состав души человеческой.
- Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят их в систему, а писатели только творят на нем сообразно с сими законами.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно