Неточные совпадения
Чем лучше в своем роде болото,
тем хуже оно в эстетическом
отношении.
Новое строится не так легко, как разрушается старое, и защищать не так легко, как нападать; потому очень может быть, что мнение о сущности прекрасного, кажущееся мне справедливым, не для всех покажется удовлетворительным; но если эстетические понятия, выводимые из господствующих ныне воззрений на
отношения человеческой мысли к живой действительности, еще остались в моем изложении неполны, односторонни или шатки,
то это, я надеюсь, недостатки не самых понятий, а только моего изложения.
Но если по определениям прекрасного и возвышенного, нами принимаемым, прекрасному и возвышенному придается (независимость от фантазии,
то, с другой стороны, этими определениями выставляется на первый план
отношение к человеку вообще и к его понятиям
тех предметов и явлений, которые находит человек прекрасными и возвышенными: прекрасное
то, в чем мы видим жизнь так, как мы понимаем и желаем ее, как она радует нас; великое
то, что гораздо выше предметов, с которыми сравниваем его мы.
(Мы будем говорить только о прекрасном потому, что было бы утомительно повторять три раза одно и
то же: все, что говорится в господствующей ныне эстетике о прекрасном, совершенно прилагается в ней к его видоизменениям; точно так же наша критика господствующих понятий о различных формах прекрасного и наши собственные понятия об
отношении прекрасного в искусстве к прекрасному в действительности вполне прилагаются и ко всем остальным элементам, входящим в содержание искусства, а в числе их к возвышенному и комическому.)
«Внутренняя несостоятельность всей объективной формы существования прекрасного открывается в
том, что красота находится в чрезвычайно шатком
отношении к целям исторического движения даже и на
том поприще, где она кажется наиболее обеспеченною (т. е. в человеке: исторические события часто уничтожают много прекрасного: например, говорит Фишер, реформация уничтожила веселую привольность и пестрое разнообразие немецкой жизни XIII-XV столетий).
Не будем входить в рассмотрение
того, каким образом надобно понимать
отношение материальной интересности для нас предмета и эстетического наслаждения им, хотя это исследование привело бы к убеждению, что эстетическое наслаждение отлично от материального интереса или практического взгляда на предмет, но не противоположно ему.
Что касается человека, мы часто любим его без всяких своекорыстных побуждений, нисколько не думая о себе;
тем скорее может он эстетически нравиться нам, не возбуждая материального (stoffartig) раздумья о наших
отношениях к нему.
Посмотрим же, до какой степени на самом деле прекрасное, создаваемое искусством, выше прекрасного в действительности по свободности своей от упреков, взводимых на это последнее; после
того нам легко будет решить, верно ли определяется господствующим воззрением происхождение искусства и его
отношение к живой действительности.
Только этот обзор даст нам положительный ответ на
то, может ли происхождение искусства быть объясняемо неудовлетворительностью живой действительности в эстетическом
отношении.
Мнение, будто 6» рисованный пейзаж может быть величественнее, грациознее или в каком бы
то ни было
отношении лучше действительной природы, отчасти обязано своим происхождением предрассудку, над которым самодовольно подсмеиваются в наше время даже
те, которые в сущности еще не отделались от него, — предрассудку, что природа груба, низка, грязна, что надобно очищать и украшать ее для
того, чтоб она облагородилась.
Пение первоначально и существенно — подобно разговору — произведение практической жизни, а не произведение искусства; но как всякое «уменье», пение требует привычки, занятия, практики, чтобы достичь высокой степени совершенства; как все органы, орган пения, голос, требует обработки, ученья, для
того чтобы сделаться покорным орудием воли, — и естественное пение становится в этом
отношении «искусством», но только в
том смысле, в каком называется «искусством» уменье писать, считать, пахать землю, всякая практическая деятельность, а вовсе не в
том смысле, какой придается слову «искусство» эстетикою.
Но
тем не менее истинное
отношение инструментальной музыки к пению сохраняется в опере, полнейшей форме музыки как искусства, и в некоторых других отраслях концертной музыки.
Не вдаваясь в метафизические суждения о
том, каковы на самом деле каузальные
отношения между общим и частным (причем необходимо было бы прийти к заключению, что для человека общее только бледный и мертвый экстракт на индивидуального, что поэтому между ними такое же
отношение, как между словом и реальностью), скажем только, что на самом деле индивидуальные подробности вовсе не мешают общему значению предмета, а, напротив, оживляют и дополняют его общее значение; что, во всяком случае, поэзия признает высокое превосходство индивидуального уж
тем самым, что всеми силами стремится к живой индивидуальности своих образов; что с
тем вместе никак не может она достичь индивидуальности, а успевает только несколько приблизиться к ней, и что степенью этого приближения определяется достоинство поэтического образа.
Трудно видеть недостатки своего века, особенно когда эти недостатки стали слабее, нежели были в прежнее время; вместо
того, чтобы замечать, как много еще в нас изысканной искусственности, мы замечаем только, что XIX век стоит в этом
отношении выше XVII, лучше его понимая природу, и забываем, что ослабевшая болезнь не есть еще полное здоровье.
Отношение их к соответствующим сторонам и явлениям действительности таково же, как
отношение гравюры к
той картине, с которой она снята, как
отношение портрета к лицу, им представляемому.
Мы показали одно из этих
отношений, наименее благоприятствующее самостоятельности поэта и нашли, что при нашем воззрении на сущность искусства художник и в этом положения не теряет существенного характера, принадлежащего не поэту или художнику в частности, а вообще человеку во всей его деятельности, —
того существеннейшего человеческого права и качества, чтобы смотреть на объективную действительность только как на материал, только как на поле своей деятельности, и, пользуясь ею, подчинять ее себе.
Но если прекрасное есть жизнь,
то сам собою решается вопрос об эстетическом
отношении прекрасного в искусстве к прекрасному в действительности.
Неточные совпадения
Человек он был чувствительный, и когда говорил о взаимных
отношениях двух полов,
то краснел.
А в душе Алексея Александровича, несмотря на полное теперь, как ему казалось, презрительное равнодушие к жене, оставалось в
отношении к ней одно чувство — нежелание
того, чтоб она беспрепятственно могла соединиться с Вронским, чтобы преступление ее было для нее выгодно.
Не говоря уже о
том, что Кити интересовали наблюдения над
отношениями этой девушки к г-же Шталь и к другим незнакомым ей лицам, Кити, как это часто бывает, испытывала необъяснимую симпатию к этой М-llе Вареньке и чувствовала, по встречающимся взглядам, что и она нравится.
Для
того же, чтобы теоретически разъяснить всё дело и окончить сочинение, которое, сообразно мечтаниям Левина, должно было не только произвести переворот в политической экономии, но совершенно уничтожить эту науку и положить начало новой науке — об
отношениях народа к земле, нужно было только съездить за границу и изучить на месте всё, что там было сделано в этом направлении и найти убедительные доказательства, что всё
то, что там сделано, — не
то, что нужно.
Он, столь мужественный человек, в
отношении ее не только никогда не противоречил, но не имел своей воли и был, казалось, только занят
тем, как предупредить ее желания.