Определяя прекрасное как полное проявление идеи в отдельном существе, мы необходимо придем к выводу: «прекрасное в действительности только призрак, влагаемый в нее нашею фантазиею»; из этого будет следовать, что «собственно говоря, прекрасное создается нашею фантазиею, а в действительности (или, [по Гегелю]: в природе) истинно прекрасного нет»; из того, что в природе нет истинно прекрасного, будет следовать, что «искусство имеет своим источником стремление человека восполнить недостатки прекрасного в объективной действительности» и что «прекрасное, создаваемое искусством, выше прекрасного в объективной действительности», — все эти мысли составляют сущность [гегелевской эстетики и являются в ней]
не случайно, а по строгому логическому развитию основного понятия о прекрасном.
Неточные совпадения
Но неужели
не трагична участь Густава-Адольфа, который погиб совершенно
случайно в битве под Люценом, на пути торжества и побед?
Правда, что большая часть произведений искусства дает право прибавить: «ужасное, постигающее человека, более или менее неизбежно»; но, во-первых, сомнительно, до какой степени справедливо поступает искусство, представляя это ужасное почти всегда неизбежным, когда в самой действительности оно бывает большею частию вовсе
не неизбежно, а чисто
случайно; во-вторых, кажется, что очень часто только по привычке доискиваться во всяком великом произведении искусства «необходимого сцепления обстоятельств», «необходимого развития действия из сущности самого действия» мы находим, с грехом пополам, «необходимость в ходе событий» и там, где ее вовсе нет, например, в большей части трагедий Шекспира.
Если так, то для природы нет потребности поддерживать прекрасным и то немногое прекрасное, которое она
случайно производит: жизнь стремится вперед,
не заботясь о гибели образа, или сохраняет его только искаженным.
6) Трагическое
не имеет существенной связи с идеею судьбы или необходимости. В действительной жизни трагическое большею частью
случайно,
не вытекает из сущности предшествующих моментов. Форма необходимости, в которую облекается оно искусством, — следствие обыкновенного принципа произведений искусства: «развязка должна вытекать из завязки», или неуместное подчинение поэта понятиям о судьбе.
— Я одно говорю, — ответила Агафья Михайловна, очевидно
не случайно, но со строгою последовательностью мысли, — жениться вам надо, вот что!
Кто знает, может быть, этот проклятый старик, столь упорно и столь по-своему любящий человечество, существует и теперь в виде целого сонма многих таковых единых стариков и
не случайно вовсе, а существует как согласие, как тайный союз, давно уже устроенный для хранения тайны, для хранения ее от несчастных и малосильных людей, с тем чтобы сделать их счастливыми.
Неточные совпадения
Дело в том, что в Глупове жил некоторый,
не имеющий определенных занятий, штаб-офицер, которому было
случайно оказано пренебрежение.
В день свадьбы Левин, по обычаю (на исполнении всех обычаев строго настаивали княгиня и Дарья Александровна),
не видал своей невесты и обедал у себя в гостинице со
случайно собравшимися к нему тремя холостяками: Сергей Иванович, Катавасов, товарищ по университету, теперь профессор естественных наук, которого, встретив на улице, Левин затащил к себе, и Чириков, шафер, московский мировой судья, товарищ Левина по медвежьей охоте.
Потом, когда он узнал
случайно от няни, что мать его
не умерла, и отец с Лидией Ивановной объяснили ему, что она умерла для него, потому что она нехорошая (чему он уже никак
не мог верить, потому что любил ее), он точно так же отыскивал и ждал ее.
Дело об устройстве инородцев было
случайно поднято в комитете 2 июня и с энергиею поддерживаемо Алексеем Александровичем, как
не терпящее отлагательства по плачевному состоянию инородцев.
—
Не радуйся, однако. Я как-то вступил с нею в разговор у колодца,
случайно; третье слово ее было: «Кто этот господин, у которого такой неприятный тяжелый взгляд? он был с вами, тогда…» Она покраснела и
не хотела назвать дня, вспомнив свою милую выходку. «Вам
не нужно сказывать дня, — отвечал я ей, — он вечно будет мне памятен…» Мой друг, Печорин! я тебя
не поздравляю; ты у нее на дурном замечании… А, право, жаль! потому что Мери очень мила!..