Неточные совпадения
Что касается существенного различия прежнего и предлагаемого нами понятия о прекрасном, оно обнаруживается, как мы сказали, на каждом шагу; первое доказательство этого представляется нам в понятиях об отношении к прекрасному возвышенного и комического, которые в
господствующей эстетической системе признаются соподчиненными видоизменениями прекрасного, проистекающими от различного отношения между двумя его факторами,
идеею и образом.
В сущности эти два определения совершенно различны, как существенно различными найдены были нами и два определения прекрасного, представляемые
господствующею системою; в самом деле, перевес
идеи над формою производит не собственно понятие возвышенного, а понятие «туманного, неопределенного» и понятие «безобразного» (das Hässliche) [как это прекрасно развивается у одного из новейших эстетиков, Фишера, в трактате о возвышенном и во введении к трактату о комическом]; между тем как формула «возвышенное есть то, что пробуждает в нас (или, [выражаясь терминами гегелевской школы], — что проявляет в себе)
идею бесконечного» остается определением собственно возвышенного.
С
господствующим определением комического — «комическое есть перевес образа над
идеею», иначе сказать: внутренняя пустота и ничтожность, прикрывающаяся внешностью, имеющею притязание на содержание и реальное значение, — нельзя не согласиться; но вместе с тем надобно сказать, что [Фишер, автор наилучшей эстетики в Германии, слишком ограничил] понятие комического, противополагая его, для сохранения [гегелевского] диалектического метода развития понятий, только понятию возвышенного.
Окончив разбор понятий о сущности прекрасного и возвышенного, должно теперь перейти к разбору
господствующих взглядов на различные способы осуществления
идеи прекрасного.
Лучше рассмотрим одну из тех
идей, из которых возник столь странный упрек прекрасному в действительности,
идею, составляющую одно из основных воззрений
господствующей эстетики.
Поэтому приписывать замечательным двигателям истории ясное сознание отдаленных последствий их действий или все самые мелкие и частные их деяния подчинять одной
господствующей идее, представителями которой они являются во всей своей жизни, делать это — значит ставить частный произвол выше, чем неизбежная связь и последовательность исторических явлений.
Неточные совпадения
Традиционные
идеи, десятки лет у нас
господствующие, совершенно не пригодны для размеров разыгравшихся в мире событий.
Но воспользовались этой
идеей в то время, когда христианская Европа в нее верила, очень плохо, использовали в угоду инстинктов и интересов «первых»,
господствующих.
Атеизм может быть экзистенциальным диалектическим моментом в очищении
идеи Бога, отрицание духа может быть очищением духа от служебной роли для
господствующих интересов мира.
Воинствующее безбожие есть расплата за рабьи
идеи о Боге, за приспособление исторического христианства к
господствующим силам.
Успех их был велик в обществе: к концу жизни Белинского они решительно овладели сочувствием публики; их
идеи и стремления сделались
господствующими в журналистике; приверженцы философии Булгарина и Давыдова, литературных мнений Ушакова и Шевырева, поэзии Федора Глинки и барона Розена были ими заклеймены и загнаны на задний двор литературы.