Цитаты со словом «объективные»
Область
поиска
по произведению «Эстетические отношения искусства к действительности» (Чернышевский Н. Г., 1855)искать по всей классике
Область
поиска
«Эстетические отношения искусства к действительности» (Чернышевский Н. Г., 1855)по всей классике
Определяя прекрасное как полное проявление идеи в отдельном существе, мы необходимо придем к выводу: «прекрасное в действительности только призрак, влагаемый в нее нашею фантазиею»; из этого будет следовать, что «собственно говоря, прекрасное создается нашею фантазиею, а в действительности (или, [по Гегелю]: в природе) истинно прекрасного нет»; из того, что в природе нет истинно прекрасного, будет следовать, что «искусство имеет своим источником стремление человека восполнить недостатки прекрасного в
объективной действительности» и что «прекрасное, создаваемое искусством, выше прекрасного в объективной действительности», — все эти мысли составляют сущность [гегелевской эстетики и являются в ней] не случайно, а по строгому логическому развитию основного понятия о прекрасном.
Но действие субъекта необходимо запечатлено индивидуальною ограниченностью и потому нарушает абсолютное единство
объективной связи мира.
Но дело субъекта погибает только по-видимому, погибает не совершенно:
объективный ряд последствий переживает погибель субъекта и, мало-помалу сливаясь с всеобщим единством, очищается от своей индивидуальной ограниченности, полученной от субъекта.
Но вина лежит не в необходимом
объективном противоречии, а в какой-нибудь запутанности, связанной с действием субъекта.
[Гегелевская эстетика] решает его так: прекрасное в
объективной действительности имеет недостатки, уничтожающие красоту его, и наша фантазия поэтому принуждена прекрасное, находимое в объективной действительности, переделывать для того, чтобы, освободив его от недостатков, неразлучных с реальным его существованием, сделать его истинно прекрасным.
Фишер полнее и резче других эстетиков входит в анализ недостатков
объективного прекрасного.
Для избежания упрека в том, что преднамеренно смягчил я недостатки, выставляемые на вид немецкими эстетиками в
объективном прекрасном, я должен буквально привести здесь фишерову критику прекрасного в действительности (Aesthetik, II Theil, Seite 299 und folg.).
«Внутренняя несостоятельность всей
объективной формы существования прекрасного открывается в том, что красота находится в чрезвычайно шатком отношении к целям исторического движения даже и на том поприще, где она кажется наиболее обеспеченною (т. е. в человеке: исторические события часто уничтожают много прекрасного: например, говорит Фишер, реформация уничтожила веселую привольность и пестрое разнообразие немецкой жизни XIII-XV столетий).
Посмотрим же, какова степень
объективного совершенства содержания и формы в произведениях поэзии, и может ли она хотя в этом отношении соперничать с природою.
«Но в таком случае вы сами соглашаетесь, что произведения искусства лучше, полнее, нежели
объективная действительность, удовлетворяют природе человека; следовательно, для человека они лучше произведений действительности».
Господствующее мнение о происхождении и значении искусства выражается так: «Имея непреодолимое стремление к прекрасному, человек не находит истинно прекрасного в
объективной действительности; этим он поставлен в необходимость сам создавать предметы или произведения, которые соответствовали бы его требованию, предметы или явления истинно-прекрасные».
Итак, справедливо, что фраза: «искусство есть воспроизведение действительности», должна быть дополнена для того, чтобы быть всесторонним определением; не исчерпывая в этом виде все содержание определяемого понятия, определение, однако, верно, и возражения против него пока могут быть основаны только на затаенном требовании, чтобы искусство являлось по своему определению выше, совершеннее действительности;
объективную неосновательность этого предположения мы старались доказать и потом обнаружили его субъективные основания.
Под действительною жизнью, конечно, понимаются не только отношения человека к предметам и существам
объективного мира, но и внутренняя жизнь человека; иногда человек живет мечтами, — тогда мечты имеют для него (до некоторой степени и на некоторое время) значение чего-то объективного; еще чаще человек живет в мире своего чувства; эти состояния, если достигают интересности, также воспроизводятся искусством.
Но предмет нашего исследования — искусство как
объективное произведение, а не субъективная деятельность поэта; потому было бы неуместно вдаваться в исчисление различных отношений поэта к материалам его произведения...
Мы показали одно из этих отношений, наименее благоприятствующее самостоятельности поэта и нашли, что при нашем воззрении на сущность искусства художник и в этом положения не теряет существенного характера, принадлежащего не поэту или художнику в частности, а вообще человеку во всей его деятельности, — того существеннейшего человеческого права и качества, чтобы смотреть на
объективную действительность только как на материал, только как на поле своей деятельности, и, пользуясь ею, подчинять ее себе.
Задачею автора было исследовать вопрос об эстетических отношениях произведений искусства к явлениям жизни, рассмотреть справедливость господствующего мнения, будто бы истинно прекрасное, которое принимается существенным содержанием произведений искусства, не существует в
объективной действительности и осуществляется только искусством.
3) Это
объективное прекрасное, или прекрасное по своей сущности, должно отличать от совершенства формы, которое состоит в единстве идеи и формы, или в том, что предмет вполне удовлетворяет своему назначению.
10) Прекрасное в
объективной действительности вполне прекрасно.
11) Прекрасное в
объективной действительности совершенно удовлетворяет человека.
Цитаты из русской классики со словом «объективные»
Ассоциации к слову «объективный»
Синонимы к слову «объективные»
Предложения со словом «объективный»
- Будучи объективной реальностью, существующей вне и независимо от человеческого сознания, материя ни вся в целом, ни частично не может исчезнуть, превратиться во что-либо нематериальное.
- И на то и на другое одновременно по вполне объективным причинам более не хватает ни времени, ни сил.
- Говорят, что душа не имеет возраста. И тем не менее есть объективная реальность, с которой нельзя не считаться.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «объективный»
Что (кто) бывают «объективными»
Значение слова «объективный»
ОБЪЕКТИ́ВНЫЙ, -ая, -ое; -вен, -вна, -вно. 1. Существующий вне сознания и независимо от него. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ОБЪЕКТИВНЫЙ
Афоризмы русских писателей со словом «объективный»
- Мы говорим, что ныне в мире господствуют точные науки… Мы знаем многое и в то же время наше познание об объективной реальности, о человеке в ней — еще лишь шаг к полуоткрытой двери, за которой лежит не один пласт неоткрытых возможностей.
- Все попытки определить абсолютную красоту саму в себе, как подражание природе, как целесообразность, как соответствие частей, симметрию, гармонию, единство в разнообразии и др., или ничего не определяют, или определяют только некоторые черты некоторых произведений искусства и далеко не покрывают всего того, что все люди всегда считали и теперь считают искусством.
Объективного определения красоты нет…
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно