Неточные совпадения
Человек с чуткой совестью не может не страдать, если он живет этой жизнью. Одно средство для него
избавиться от этого страдания — в
том, чтобы заглушить свою совесть, но если и удается таким людям заглушить совесть, они не могут заглушить страх.
«Возможно ли
избавиться от войны?» — пишет ученый человек в «Revue des Revues». — Все согласны, что если она разразится в Европе,
то последствия ее будут подобны великим нашествиям варваров. Дело при предстоящей войне будет идти уже о существовании целых народностей, и потому она будет кровавая, отчаянная, жестокая.
При общей же воинской повинности выходит
то, что люди, принесши все требуемые
от них жертвы для
того, чтобы
избавиться от жестокости борьбы и
от непрочности жизни, после всех принесенных жертв призываются опять ко всем
тем опасностям,
от которых они думали
избавиться, и кроме
того та совокупность — государство, во имя которой личности отреклись
от своих выгод, подвергается опять такой же опасности уничтожения, какой прежде подвергалась сама личность.
Сделалось
то, что есть теперь: одни люди совершают насилия уже не во имя противодействия злу, а во имя своей выгоды или прихоти, а другие люди подчиняются насилию не потому, что они считают, как это предполагалось прежде, что насилие делается над ними во имя избавления их
от зла и для их добра, а только потому, что они не могут
избавиться от насилия.
Но мало
того, что все люди, связанные государственным устройством, переносят друг на друга ответственность за совершаемые ими дела: крестьянин, взятый в солдаты, — на дворянина или купца, поступившего в офицеры, а офицер — на дворянина, занимающего место губернатора, а губернатор — на сына чиновника или дворянина, занимающею место министра, а министр — на члена царского дома, занимающего место царя, а царь опять на всех этих чиновников, дворян, купцов и крестьян; мало
того, что люди этим путем
избавляются от сознания ответственности за совершаемые ими дела, они теряют нравственное сознание своей ответственности еще и оттого, что, складываясь в государственное устройство, они так продолжительно, постоянно и напряженно уверяют себя и других в
том, что все они не одинаковые люди, а люди, различающиеся между собою, «как звезда
от звезды», что начинают искренно верить в это.
Ведь если так,
то жить нельзя»; хотя и есть такие искренние люди, которые, хотя и не могут
избавиться от него, видят свой грех, огромное большинство людей нашего времени так вошло в свою роль лицемерия, что уж смело отрицает
то, что режет глаза всякому зрячему.
Так, игрок или пьяница, не выдержавший соблазна и подпавший своей страсти, остается все-таки свободным признавать игру и пьянство или злом, или безразличной забавой. В первом случае он, если и не тотчас
избавляется от своей страсти,
тем больше освобождается
от нее, чем искреннее он признает истину; во втором же он усиливает свою страсть и лишает себя всякой возможности освобождения.
— На то дан человеку разум, чтоб
избавиться от того, что его беспокоит, — сказала по-французски дама, очевидно довольная своею фразой и гримасничая языком.
С тех пор ей всё стало постыло, и она только думала о том, как бы ей
избавиться от того стыда, который ожидал ее, и она стала не только неохотно и дурно служить барышням, но, сама не знала, как это случилось, — вдруг ее прорвало. Она наговорила барышням грубостей, в которых сама потом раскаивалась, и попросила расчета.
Люди чистой науки, делавшие астрономические и физические открытия или установлявшие новые философские начала, умели слушать голос естественных здравых требований ума и помогали человечеству
избавляться от тех или других искусственных комбинаций, вредивших устройству общего благоденствия.
А если бог — любовь и пребывает в нас, то выучиться любви нетрудно. Надо только стараться
избавиться от того, что мешает любви, избавиться от того, что не выпускает ее наружу. И только начни так делать — и скоро научишься самой важной и нужной на свете науке: любви к людям.
Освобождение образования, воспитания и преподавания от тех стеснений, в которых они находятся теперь, важно потому, что только эти стеснения мешают рабочему народу
избавиться от того самого невежества, которое служит теперь для правительства главным доводом для применения к народу этих самых стеснений.
Неточные совпадения
Подъехав к серьезному болоту, главной цели поездки, Левин невольно подумывал о
том, как бы ему
избавиться от Васеньки и ходить без помехи. Степан Аркадьич, очевидно, желал
того же, и на его лице Левин видел выражение озабоченности, которое всегда бывает у настоящего охотника пред началом охоты, и некоторой свойственной ему добродушной хитрости.
В саду они наткнулись на мужика, чистившего дорожку. И уже не думая о
том, что мужик видит ее заплаканное, а его взволнованное лицо, не думая о
том, что они имеют вид людей, убегающих
от какого-то несчастья, они быстрыми шагами шли вперед, чувствуя, что им надо высказаться и разубедить друг друга, побыть одним вместе и
избавиться этим
от того мучения, которое оба испытывали.
Как бы
то ни было, когда он простился с ним на седьмой день, пред отъездом его в Москву, и получил благодарность, он был счастлив, что
избавился от этого неловкого положения и неприятного зеркала. Он простился с ним на станции, возвращаясь с медвежьей охоты, где всю ночь у них было представление русского молодечества.
— А если найдутся,
то вам, без сомнения… будет приятно
от них
избавиться?
«Едва ли в деревне есть люди, которых она жалеет… Может быть, она выдвигает людей вперед только для
того, чтоб
избавиться от них… Играет на их честолюбии. Сознательно и бессознательно играет». Утешительно вспомнились рассказы Чехова и Бунина о мужиках…