Человек закричал бы от боли, если бы, не работая, почувствовал в мышцах
ту боль, которую он, не замечая ее, испытывает при работе. Точно так же и человек, не работающий духовную работу над своим внутренним миром, испытывает мучительную боль от тех невзгод, которые, не замечая их, переносит человек, полагающий главное дело жизни в усилии для освобождения себя от грехов, соблазнов и суеверий, то есть в нравственном совершенствовании.
Неточные совпадения
Нет такого крепкого и здорового тела, которое никогда не
болело бы; нет таких богатств, которые бы не пропадали; нет такой власти, которая не кончалась бы. Всё это непрочно. Если человек положит жизнь свою в
том, чтобы быть здоровым, богатым, важным человеком, если даже он и получит
то, чего добивается, он все-таки будет беспокоиться, бояться и огорчаться, потому что будет видеть, как всё
то, во что он положил жизнь, уходит от него, будет видеть, что он сам понемногу стареется и приближается к смерти.
Если живешь духовной жизнью,
то при всяком разъединении с людьми чувствуешь духовное страдание. Для чего это страдание? А для
того, что как
боль телесная указывает на опасность, угрожающую телесной жизни, так это духовное страдание указывает на опасность, угрожающую духовной жизни человека.
Всё равно как пьяница, будет ли он или не будет наказан за свое пьянство от людей, он уже всегда наверное наказан, кроме головной
боли и похмелья, уже
тем, что чем чаще он напивается,
тем телу и душе его становится всё хуже и хуже.
Несправедливо брать от людей больше
того труда, какой даешь им. Но так как никак нельзя взвесить, больше ли ты даешь людям или берешь от них, и, кроме
того, всякий час ты можешь обессилеть,
заболеть, и придется брать, а не давать,
то, пока есть силы, старайся работать на людей как можно больше, а брать от них работы как можно меньше.
Если чувствуешь
боль в теле,
то знаешь, что что-нибудь неладно: либо делаешь
то, чего не надо делать, либо не делаешь
того, что надо делать.
То же и в духовной жизни. Если чувствуешь тоску, раздражение,
то знай, что что-нибудь неладно: либо любишь
то, чего не надо любить, либо не любишь
того, что надо любить.
Если у человека глаза
заболели и он ослеп,
то ведь ты не скажешь, что его надо за это наказывать. Так почему же ты хочешь наказать такого человека, который лишен
того, что дороже глаз, лишен самого большого блага — умения жить разумно? Не сердиться нужно на таких людей, а только жалеть их.
То, что делает животное,
то, что делает ребенок, дурачок и иногда человек взрослый под влиянием
боли и раздражения,
то есть огрызается и хочет сделать больно
тому, кто ему сделал больно, это признается законным правом людей, называющих себя правителями. Разумный человек не может не понимать
того, что всякое зло уничтожается противным ему добром, как огонь водой, и вдруг делает прямо противоположное
тому, что говорит ему разум. И закон, будто бы произведение мудрости людей [?], говорит ему, что так и надо.
Наука — это пища для ума. И эта пища для ума может быть так же вредна, как и пища телесная, если она не чиста, подслащена и если принимаешь ее не в меру. Так что и умственной пищи можно переесть и
заболеть от нее. Для
того, чтобы этого не было, надо так же, как в телесной пище, принимать ее только тогда, когда голоден, когда чувствуешь необходимость узнать, — только тогда, когда знание нужно для души.
Когда давит тяжелая работа и нужда, когда
боль свербит, когда тревога сжимает сердце,
то чувство у нас такое, что не может быть ничего лучше жизни без труда, в покое, обеспеченности, достатке и мире.
Она только что пыталась сделать то, что пыталась сделать уже десятый раз в эти три дня: отобрать детские и свои вещи, которые она увезет к матери, — и опять не могла на это решиться; но и теперь, как в прежние раза, она говорила себе, что это не может так остаться, что она должна предпринять что-нибудь, наказать, осрамить его, отомстить ему хоть малою частью
той боли, которую он ей сделал.
От этих разговоров и писаний, по их мнению, случится то, что правительства перестанут набирать солдат, на которых зиждется вся их сила, а послушаются их речей и отпустят своих солдат, останутся беззащитными не только перед своими соседями, но и перед своими подданными; как разбойники, связавшие безоружных людей, чтобы ограбить их, услыхав речи о
той боли, которую веревка причиняет связанным, тотчас же развяжут их.
Все горячо и радостно за него хватаются, все повторяют его, носятся с ним, толкуют на все лады, особливо, если"хорошее слово"имеет ближайшее отношение к современной действительности, к
тем болям, которые назрели у каждого в душе и ждали только подходящего выражения, чтобы назвать себя.
Неточные совпадения
У суда стоять — // Ломит ноженьки, // Под венцом стоять — // Голова
болит, // Голова
болит, // Вспоминается // Песня старая, // Песня грозная. // На широкий двор // Гости въехали, // Молоду жену // Муж домой привез, // А роденька-то // Как набросится! // Деверек ее — // Расточихою, // А золовушка — // Щеголихою, // Свекор-батюшка — //
Тот медведицей, // А свекровушка — // Людоедицей, // Кто неряхою, // Кто непряхою…
При первом столкновении с этой действительностью человек не может вытерпеть
боли, которою она поражает его; он стонет, простирает руки, жалуется, клянет, но в
то же время еще надеется, что злодейство, быть может, пройдет мимо.
Либеральная партия говорила или, лучше, подразумевала, что религия есть только узда для варварской части населения, и действительно, Степан Аркадьич не мог вынести без
боли в ногах даже короткого молебна и не мог понять, к чему все эти страшные и высокопарные слова о
том свете, когда и на этом жить было бы очень весело.
Есть люди, которые, встречая своего счастливого в чем бы
то ни было соперника, готовы сейчас же отвернуться от всего хорошего, что есть в нем, и видеть в нем одно дурное; есть люди, которые, напротив, более всего желают найти в этом счастливом сопернике
те качества, которыми он победил их, и ищут в нем со щемящею
болью в сердце одного хорошего.
«Да и вообще, — думала Дарья Александровна, оглянувшись на всю свою жизнь за эти пятнадцать лет замужества, — беременность, тошнота, тупость ума, равнодушие ко всему и, главное, безобразие. Кити, молоденькая, хорошенькая Кити, и
та так подурнела, а я беременная делаюсь безобразна, я знаю. Роды, страдания, безобразные страдания, эта последняя минута… потом кормление, эти бессонные ночи, эти
боли страшные»…