Выяснить
своими усилиями свое отношение к миру и держаться его, установить свое отношение к людям на основании вечного закона делания другому того, что хочешь, чтобы тебе делали, подавлять в себе те дурные страсти, которые подчиняют нас власти других людей, не быть ничьим господином и ничьим рабом, не притворяться, не лгать, ни ради страха, ни выгоды, не отступать от требований высшего закона своей совести, — всё это требует усилий; вообразить же себе, что установление известных порядков каким-то таинственным путем приведет всех людей, в том числе и меня, ко всякой справедливости и добродетели, и для достижения этого, не делая усилий мысли, повторять то, что говорят все люди одной партии, суетиться, спорить, лгать, притворяться, браниться, драться, — всё это делается само собой, для этого не нужно усилия.
Неточные совпадения
28)
Усилия самоотречения, смирения и правдивости, уничтожая в человеке препятствия к соединению любовью его души с другими существами и богом, дают ему всегда доступное ему благо, и потому то, что представляется человеку злом, есть только указание того, что человек ложно понимает
свою жизнь и не делает того, что дает ему свойственное ему благо. Зла нет.
29) Точно так же и то, что представляется человеку смертью, есть только для тех людей, которые полагают
свою жизнь во времени. Для людей же, понимающих жизнь в том, в чем она действительно заключается, в
усилии, совершаемом человеком в настоящем для освобождения себя от всего того, что препятствует его соединению с богом и другими существами, нет и не может быть смерти.
30) Для человека, понимающего
свою жизнь так, как она только и может быть понимаема, всё большим и большим соединением
своей души со всем живым любовью и сознанием
своей божественности — с богом, достигаемым только
усилием в настоящем, не может быть вопроса о том, что будет с его душою после смерти тела. Душа не была и не будет, а всегда естьв настоящем. О том же, как будет сознавать себя душа после смерти тела, не дано знать человеку, да и не нужно ему.
По этому учению выходит то, что люди могут без
усилия достигнуть плодов
усилия, точно так же как по церковному учению молитвой о
своем совершенствовании, верой в искупление грехов кровью Христа или в благодать, передаваемую таинствами, люди могут без личного
усилия достигнуть праведной жизни.
Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не одной памяти.
Грехи, соблазны и суеверия задерживают, скрывают от человека его душу. Чтобы раскрыть для самого себя
свою душу, человеку нужно делать
усилия сознания; и потому в этих
усилиях сознания главное дело жизни человека.
Я — орудие, которым работает бог. Мое истинное благо только в том, чтобы участвовать в его работе. Участвовать же в его работе я могу только теми
усилиями сознания, которые я делаю для того, чтобы держать в порядке, чистоте, остроте, правильности то орудие божье, которое поручено мне — себя,
свою душу.
А только оттого, что люди ждут изменения от внешних условий, а не хотят понять того, что достигается это только
усилием каждого отдельного человека в
своей душе, а не какими-либо внешними изменениями.
Человек закричал бы от боли, если бы, не работая, почувствовал в мышцах ту боль, которую он, не замечая ее, испытывает при работе. Точно так же и человек, не работающий духовную работу над
своим внутренним миром, испытывает мучительную боль от тех невзгод, которые, не замечая их, переносит человек, полагающий главное дело жизни в
усилии для освобождения себя от грехов, соблазнов и суеверий, то есть в нравственном совершенствовании.
Люди портят
свою жизнь не столько тем, что не делают того, что должно делать, сколько тем, что делают то, чего не должно делать. И потому главное
усилие, которое должен делать над собою человек для доброй жизни, это — то, чтобы не делать того, чего не должно.
Большинство людей, которых называют злыми, сделались такими только оттого, что они принимали
свое дурное расположение духа за
свое законное состояние и отдавались ему и не делали
усилий, чтобы воздерживаться от него.
Сколько бы раз ни пришлось тебе падать, не достигнув победы над
своими страстями, — не унывай. Всякое
усилие борьбы уменьшает силу страсти и облегчает победу над ней.
Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными
усилиями. Избавиться можно только
усилиями мысли. Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. Только когда в мыслях
своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
Молитесь ежечасно. Самая нужная и самая трудная молитва — это воспоминание среди движения жизни о
своих обязанностях перед богом и законом его. Испугался, рассердился, смутился, увлекся, — сделай
усилие, вспомни, кто ты и что ты должен делать. В этом молитва. Это трудно сначала, но привычку эту можно выработать.
Благо жизни человека в соединении любовью с богом и ближними. Препятствуют этому благу грехи. Причина грехов в том, что человек полагает
свое благо в удовлетворении похотей тела, а не в любви к богу и ближнему. И потому благо человека в избавлении от грехов. Избавление же от грехов — в
усилии отречения от жизни тела.
В склонности верить в то, что нам выдается за истину, заключается и добро и зло. Именно эта склонность делает возможным поступательное движение общества, и именно она делает это поступательное движение столь медленным и мучительным: каждое поколение благодаря ей без
усилия получает достающееся ему по наследству знание, приобретенное тяжелым трудом прежде живших людей, и каждое поколение благодаря ей оказывается порабощенным ошибками и заблуждениями
своих предшественников.
И потому как всякому человеку, так и всему человечеству необходимо, по мере движения их в жизни,
усилиями своего разума и всей мудростью прежде живших людей проверять принятые на веру положения о том, что истинно.
Неточные совпадения
Бородавкин чувствовал, как сердце его, капля по капле, переполняется горечью. Он не ел, не пил, а только произносил сквернословия, как бы питая ими
свою бодрость. Мысль о горчице казалась до того простою и ясною, что непонимание ее нельзя было истолковать ничем иным, кроме злонамеренности. Сознание это было тем мучительнее, чем больше должен был употреблять Бородавкин
усилий, чтобы обуздывать порывы страстной натуры
своей.
Левин стал на ноги, снял пальто и, разбежавшись по шершавому у домика льду, выбежал на гладкий лед и покатился без
усилия, как будто одною
своею волей убыстряя, укорачивая и направляя бег. Он приблизился к ней с робостью, но опять ее улыбка успокоила его.
Левин слушал молча, и, несмотря на все
усилия, которые он делал над собой, он никак не мог перенестись в душу
своего приятеля и понять его чувства и прелести изучения таких женщин.
— И я уверен в себе, когда вы опираетесь на меня, — сказал он, но тотчас же испугался того, что̀ сказал, и покраснел. И действительно, как только он произнес эти слова, вдруг, как солнце зашло за тучи, лицо ее утратило всю
свою ласковость, и Левин узнал знакомую игру ее лица, означавшую
усилие мысли: на гладком лбу ее вспухла морщинка.
Левин, глядя на это крошечное жалкое существо, делал тщетные
усилия, чтобы найти в
своей душе какие-нибудь признаки к нему отеческого чувства.