Неточные совпадения
Учение о том, что человек никогда
не может и
не должен делать насилия ради того, что он считает добром, справедливо уже по одному тому, что то, чтò считается добром и
злом,
не одно и то же для всех людей. То, что один человек считает
злом, есть
зло сомнительное (другие считают его добром); насилие же, которое он
совершает во имя уничтожения этого
зла — побои, увечья, лишение свободы, смерть — уже наверное
зло.
Так что человек, рассуждающий о жизни,
не может
не видеть, что причина
зла людей никак
не лежит в воображаемом разбойнике, а в заблуждениях людей, из которых одно из самых жестоких состоит в том, чтобы во имя воображаемого
зла совершать действительное.
Неточные совпадения
Смысл мировой истории
не в благополучном устроении,
не в укреплении этого мира на веки веков,
не в достижении того совершенства, которое сделало бы этот мир
не имеющим конца во времени, а в приведении этого мира к концу, в обострении мировой трагедии, в освобождении тех человеческих сил, которые призваны
совершить окончательный выбор между двумя царствами, между добром и
злом (в религиозном смысле слова).
Святые аскеты должны были бросить вызов естественному порядку природы, должны были
совершить свой индивидуальный опыт победы над источником
зла, опыт активного, а
не пассивного страдания, чтоб история мира могла продолжиться и завершиться.
С одной стороны, преступление есть осуществление или, лучше сказать, проявление
злой человеческой воли. С другой стороны,
злая воля есть тот всемогущий рычаг, который до тех пор двигает человеком, покуда
не заставит его
совершить что-либо в ущерб высшей идее правды и справедливости, положенной в основание пятнадцати томов Свода законов Российской империи.
Не потому должен быть наказан преступник, что этого требует безопасность общества или величие закона, но потому, что об этом вопиет сама
злая воля, служащая источником содеянного преступления. Она сама настаивает на необходимости наказания, ибо в противном случае она
не совершила бы всегоестественного круга, который обязывается
совершить!
Сделалось то, что есть теперь: одни люди
совершают насилия уже
не во имя противодействия
злу, а во имя своей выгоды или прихоти, а другие люди подчиняются насилию
не потому, что они считают, как это предполагалось прежде, что насилие делается над ними во имя избавления их от
зла и для их добра, а только потому, что они
не могут избавиться от насилия.