Изучать не нужные для духовной
жизни науки, как астрономия, математика, физика и т. п., так же как пользоваться всякими удовольствиями, играми, катаниями, прогулками можно тогда, когда эти занятия не мешают делать то, что должно; но нехорошо заниматься пустыми науками, так же как и удовольствиями, когда они мешают настоящему делу жизни.
Неточные совпадения
19) Суеверие
науки состоит в вере в то, что единое, истинное и необходимое для
жизни всех людей знание заключается только в тех случайно избранных из всей безграничной области знаний отрывках разных, большей частью ненужных знаний, которые в известное время обратили на себя внимание небольшого числа освободивших себя от необходимого для
жизни труда людей и потому живущих безнравственной и неразумной
жизнью.
Говорят, что если все люди будут целомудренны, то прекратится род человеческий. Но ведь по церковному верованию должен наступить конец света; по
науке точно так же должны кончиться и
жизнь человека на земле и сама земля; почему же то, что нравственная добрая
жизнь тоже приведет к концу род человеческий, так возмущает людей?
Суеверие
науки состоит в вере в то, что единое, истинное и необходимое для
жизни всех людей знание заключается только в тех, случайно собранных из всей безграничной области знания, знаниях, которые в известное время обратили на себя внимание небольшого числа людей, — тех людей, которые освободили себя от необходимого для
жизни труда и потому живут безнравственной и неразумной
жизнью.
Законная цель
наук есть познание истин, служащих к благу людей. Ложная цель есть оправдание обманов, вносящих зло в
жизнь человеческую. Такова юриспруденция, политическая экономия и в особенности философия и богословие.
И тут-то являются разные
науки: государственная, финансовая, церковная, уголовная, полицейская, является
наука политическая экономия, история и самая модная — социология, о том, по каким законам живут и должны жить люди, и оказывается, что дурная
жизнь людей не от них, а оттого, что таковы законы, и что дело людей не в том, чтобы перестать жить дурно и изменять свою
жизнь от худшего к лучшему, а только в том, чтобы, живя попрежнему, по своим слабостям думать, что всё худое происходит не от них самих, а от тех законов, какие нашли и высказали ученые.
Нет людей с более запутанными понятиями о религии, о нравственности, о
жизни, чем люди
науки; и еще более поразительно то, что
наука нашего времени, совершая действительно большие успехи в своей области исследования условий материального мира, в
жизни людей оказывается часто не только ни на что не нужной, но еще и производящею самые вредные последствия.
Вредно распространение между людьми мыслей о том, что наша
жизнь есть произведение вещественных сил и находится в зависимости от этих сил. Но когда такие ложные мысли называются
науками и выдаются за святую мудрость человечества, то вред, производимый таким учением, ужасен.
Развитие
науки не содействует очищению нравов. У всех народов,
жизнь которых мы знаем, развитие
наук содействовало развращению нравов. То, что мы теперь думаем противное, происходит оттого, что мы смешиваем наши пустые и обманчивые знания с истинным высшим знанием.
Наука, в ее отвлеченном смысле,
наука вообще, не может не быть уважаема, но теперешняя
наука, то, что безумцы называют
наукой, достойна только насмешки и презрения.
Кажется, что все
науки соединились, чтобы осветить нам путь в этом лабиринте человеческой
жизни.
Главное зло
науки нашего времени в том, что она, не будучи в состоянии изучать всё, и не зная, без помощи религии, что должно изучать, изучает только приятное для самих людей
науки, живущих неправильной
жизнью.
Персидский мудрец говорит: «Когда я был молод, я сказал себе: хочу познать всю
науку. И я узнал почти всё, что знали люди, но когда я стал стар и взглянул на всё то, что я узнал, то я увидал, что
жизнь моя прошла и я ничего не знаю».
Жизнь всех людей нашего времени такова, что девятьсот девяносто девять тысячных всего народа постоянно заняты физическим трудом и не имеют ни времени, ни возможности заниматься
науками и искусствами. Одна же тысячная этого народа, живущая, освободивши себя от физического труда, составила соответствующие своим требованиям
науку и искусство. Спрашивается: каковы по своему качеству должны быть
наука и искусство, возникшие при таких условиях?
Дело
жизни всякого человека: становиться лучше и лучше. И потому хороши только те
науки, которые помогают этому.
Но он не одобрял увлечения большими трудностями в этой
науке, и хотя сам лично знал их, но говорил, что они могут занять всю
жизнь человека и отвлечь его от других полезных
наук, тогда как они ни к чему не нужны.
Наука не в школах. В школах — чопорное тупоумие невежд.
Наука в книгах и в личном самостоятельном труде над приобретением знаний из книг и из
жизни, а не из школы, где никогда со времени изобретения книгопечатания не оставалось из
науки ничего, кроме плесени.
Неточные совпадения
Лука Лукич. Да, он горяч! Я ему это несколько раз уже замечал… Говорит: «Как хотите, для
науки я
жизни не пощажу».
Г-жа Простакова. Без
наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был!
Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?
Трудолюбие питает тунеядство, тунеядство же оплодотворяет трудолюбие — вот единственная формула, которую с точки зрения
науки можно свободно прилагать ко всем явлениям
жизни.
Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в
науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался.
В этом-то курсе Александр Петрович показал, что знает, точно,
науку жизни.