Неточные совпадения
5) Души человеческие, отделенные телами
друг от
друга и от бога, стремятся к соединению с тем, от чего они отделены, и достигают этого соединения с душами
других людей любовью, с богом — сознанием своей божественности.
В этом всё большем и большем соединении с душами
других людей — любовью и с богом — сознанием своей божественности заключается и смысл и благо человеческой жизни.
28) Усилия самоотречения, смирения и правдивости, уничтожая
в человеке препятствия к соединению любовью его души с
другими существами и богом, дают ему всегда доступное ему благо, и потому то, что представляется человеку злом, есть только указание того, что человек ложно понимает свою жизнь и не делает того, что дает ему свойственное ему благо. Зла нет.
29) Точно так же и то, что представляется человеку смертью, есть только для тех людей, которые полагают свою жизнь во времени. Для людей же, понимающих жизнь
в том,
в чем она действительно заключается,
в усилии, совершаемом человеком
в настоящем для освобождения себя от всего того, что препятствует его соединению с богом и
другими существами, нет и не может быть смерти.
Не дано знать этого человеку для того, чтобы он душевные силы свои напрягал не на заботу о положении своей отдельной души
в воображаемом
другом, будущем мире, а только на достижение
в этом мире, сейчас, вполне определенного и ничем не нарушаемого блага соединения со всеми живыми существами и с богом.
«Любите
друг друга, как я полюбил вас, и по тому все узнают, что вы мои ученики, если вы будете иметь любовь
друг к
другу», — сказал Христос. Он не говорит: если вы веритев то или это, но если вы любите. — Вера у разных людей и
в разные времена может быть разная, но любовь у всех и всегда одна и та же.
Если человек думает, что всё, что он видит вокруг себя, весь бесконечный мир, точно таков, каким он его видит, то он очень ошибается. Всё телесное человек знает только потому, что у него такое, а не иное зрение, слух, осязание. Будь эти чувства
другие, — и весь мир был бы
другой. Так что мы не знаем и не можем знать, каков тот телесный мир,
в котором мы живем. Одно, что мы верно и вполне знаем, это нашу душу.
Нехорошо нам оттого, что мы знаем много лишнего, а не знаем самого нужного: самих себя. Не знаем того, кто живет
в нас. Если бы мы знали и помнили то, что живет
в каждом из. нас, то жизнь наша была бы совсем
другая.
Хорошо бывает человеку подумать о том, что он такое со своим телом. Тело это кажется большим, если сравнить его с блохой, и крошечным, если сравнить его с землей. Хорошо подумать еще о том, что и земля-то вся наша — песчинка
в сравнении с солнцем, и солнце — песчинка
в сравнении с звездой Сириусом, а Сириус — ничто
в сравнении с
другими, еще бóльшими звездами, и так без конца.
Ничто-то ничто, да только ничто это понимает себя и свое место
в мире. А если оно понимает, то понимание-то это не ничто, а что-то такое, что важнее всего этого бесконечного мира, потому что без этого понимания во мне и
других подобных мне существах не было бы и всего того, что я называю этим бесконечным миром.
Каждый из нас особенный от всех
других людей человек: мужчина, женщина, старик, мальчик, девочка; и
в каждом из нас, особенном человеке, живет во всех одно и то же во всех духовное существо, так что каждый из нас вместе и Иван, и Наталья, и одно и то же во всех духовное существо.
Так что бывает так, что Иван или Наталья хотят чего-нибудь одного, а духовное существо, которое живет
в них, не хочет этого, а хочет совсем
другого.
Когда мы говорим: «это было, это будет или может быть», то мы говорим про жизнь телесную. Но, кроме жизни телесной, которая была и будет, мы знаем
в себе еще
другую жизнь: жизнь духовную. А духовная жизнь не была, не будет, а сейчас есть. Эта-то жизнь и есть настоящая жизнь.
В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а
другой зрячий, духовный. Один — слепой человек — ест, пьет, работает, отдыхает, плодится и делает всё это, как заведенные часы.
Другой — зрячий, духовный человек — сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек.
Голос страстей может быть громче голоса совести, но голос страстей совсем
другой, чем тот спокойный и упорный голос, которым говорит совесть. И как ни громко кричат страсти, они все-таки робеют перед тихим, спокойным и упорным голосом совести. Голосом этим говорит вечное, божественное, живущее
в человеке.
Философ Кант говорил, что две вещи больше всего удивляют его. Одно: это звезды на небе, а
другое: это закон добра
в душе человека.
Мало сказать, что
в каждом человеке такая же душа, как и во мне:
в каждом человеке живет то же самое, что живет во мне. Все люди отделены
друг от
друга своими телами, но все соединены тем одним духовным началом, которое дает жизнь всему.
Быть
в единении с людьми это большое благо, но как сделать так, чтобы соединиться со всеми? Ну, я соединяюсь с своими семейными, а с остальными как же? Ну, соединяюсь с своими
друзьями, со всеми русскими, со всеми единоверцами. Ну, а как же с теми, кого я не знаю, с
другими народами, с иноверцами? Людей так много, и все они такие разные. Как же быть?
Вид чужих страданий вызывает
в одних людях жалость, а
в других досаду. Даже один и тот же человек, глядя на страдания людей, иногда жалеет, а иногда как будто радуется.
Один способ
в том, что мы признаем себя отдельным существом ото всех
других.
Другой же способ познания
в том, что все
другие существа мы считаем связанными с нами, считаем, что мы то же самое, что и они.
Один способ познания разделяет нас
друг от
друга непробиваемой стеной,
другой убирает стену, и мы сливаемся
в одно со всеми. Один способ научает нас признавать то, что все
другие существа не «я», а
другой учит тому, что все существа то же «я», какое мы сознаем собою.
Ценить и уважать царя или архиерея больше, чем нищего или каторжника все равно, что ценить и уважать одну золотую монету больше
другой, потому что одна завернута
в белую,
другая в черную бумажку.
Такие люди живут не
в одном своем «я», а и
в других людях, даже и
в животных.
Когда они умирают,
в них умирает только то, чем они жили
в себе; то же, чем они жили
в других, остается.
В самом деле, зачем человеку лишать себя чего-либо, беспокоиться, тревожиться не для себя, а для человека, которого он не знает, и такого, каких много на свете? Объяснить это можно только тем, что тот, кто делает добро не себе, а
другим, знает, что тот, кому он делает добро, не отдельное от него существо, а то же самое существо, каким живет и он, только
в другом виде.
Всё, что мы познаем, мы познаем или нашими пятью чувствами, то есть тем, что видим, слышим, ощупываем вещи, или тем, что переносимся
в другие существа, живем их жизнью. Если бы мы познавали вещи только пятью чувствами, мир был бы нам совсем непонятен. То, что мы знаем о мире, мы знаем только потому, что мы можем посредством любви переноситься
в другие существа и жить их жизнью. Люди телами своими разделены и не могут понимать
друг друга. Любовью же они все соединены, и
в этом великое благо.
Если человек хочет отличиться от
других богатством, почетом, чинами, то сколько бы он ни возвеличивался, ему никогда не будет довольно, и он никогда не будет спокоен и радостен. Если же он поймет, что
в нем живет то божественное начало, которое живет во всех людях, то он тотчас же станет и спокоен и радостен,
в каком бы он ни был положении, потому что будет понимать, что
в нем есть то, что выше всего на свете.
Любовь вызывает любовь. И это не может быть иначе оттого, что бог, проснувшись
в тебе, пробуждает себя и
в другом человеке.
Нет такого дурного дела, за которое был бы наказан только тот, кто его сделал. Мы не можем так уединиться, чтобы то зло, которое есть
в нас, не переходило на
других людей. Наши дела, и добрые и злые, как и наши дети: живут и действуют уже не по нашей воле, а сами по себе.
Основа всякой веры
в том, что, кроме того, что мы видим и чувствуем
в своих телах и телах
других существ, есть еще то, что невидимо, бестелесно, дает жизнь нам и всему видимому и телесному.
Я знаю
в себе отделенное от всего духовное существо. Таким же отделенным от всего я знаю такое же духовное существо и
в других людях. Но если я знаю это духовное существо
в себе и знаю его
в других существах, то оно не может не быть и само
в себе. Вот это-то существо само
в себе мы и называем богом.
Люди говорят про бога, что он живет на небе. Говорят также и то, что он живет
в человеке. И то и
другое правда. Он и на небе, то есть
в бесконечном мире, и
в душе человека.
Когда же заглянем
в себя и видим
в себе то, что мы называем собою, своей душой, когда мы видим
в себе что-то такое, чего мы так же понять не можем, но что знаем тверже, чем всё
другое, и через что знаем всё, что есть, то и
в своей душе мы видим что-то еще более непонятное и великое, чем то, что видим
в небесах.
Душа человеческая, будучи отделена телом от бога и душ
других существ, стремится к соединению с тем, от чего она отделена. Соединяется душа с богом всё большим и большим сознанием
в себе бога, с душами же
других существ — всё большим и большим проявлением любви.
Бог есть любовь; пребывающий
в любви пребывает
в боге, и бог
в нем. Бога никто не видит нигде; но если мы любим
друг друга, то он пребывает
в нас, и любовь его
в нас совершилась. Если кто говорит: люблю бога, но брата своего ненавидит, тот лжец, ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может он любить бога, которого не видит? Братья, будем любить
друг друга, любовь от бога, и любящий каждый от бога и знает бога, потому что бог есть любовь.
Сойтись по-настоящему могут люди только
в боге. Для того, чтобы людям сойтись, им не нужно идти навстречу
друг другу, а нужно всем идти к богу.
И выучиться этому нетрудно, потому что любовь людей
друг к
другу вложена нам
в душу.
«Бога никто не видел нигде, но если мы любим
друг друга, то он пребывает
в нас».
Другие, напротив, говорят: выйди из самого себя; постарайся забыться и найти счастье
в удовольствиях. — И это неправда. Уж оттого неправда, что удовольствиями не избавишься от болезней. Покой и счастье — не внутри нас и не вне нас, они —
в боге. А бог и внутри нас и вне нас.
Жизнь каждого человека только
в том, чтобы становиться с каждым годом, месяцем, днем всё лучше и лучше. И чем люди становятся лучше, тем они ближе соединяются
друг с
другом. А чем ближе соединяются люди, тем жизнь их лучше.
Если бы мы только твердо держались того, чтобы соединяться с людьми
в том,
в чем мы согласны с ними, и не требовать от них согласия с тем, с чем они несогласны, мы бы были гораздо ближе к Христу, чем те люди, которые, называя себя христианами, во имя Христа отделяют себя от людей
других вер, требуя от них согласия с тем, что ими считается истиной.
Бог хотел, чтобы мы были счастливы, и для того вложил
в нас потребность счастья, но он хотел, чтобы мы были счастливы все, а не отдельные люди, и для того вложил
в нас потребность любви. Оттого и счастливы могут быть люди только тогда, когда они все будут любить
друг друга.
Римский мудрец Сенека говорил, что всё, что мы видим, всё живое, всё это — одно тело: мы все, как руки, ноги, желудок, кости, — члены этого тела. Мы все одинаково родились, все мы одинаково желаем себе добра, все мы знаем, что нам лучше помогать
друг другу, чем губить
друг друга, и во всех нас заложена одна и та же любовь
друг к
другу. Мы, как камни, сложены
в такой свод, что все сейчас же погибнем, если не будем поддерживать
друг друга.
Отчего так тяжело бывает несогласие с
другим человеком и еще тяжелее нелюбовь к
другому человеку? Оттого, что мы все чувствуем, что то, что
в нас делает нас людьми, одно во всех. Так что, не любя
других, мы расходимся с тем, что одно во всех, расходимся сами с собою.
Человек любит себя. Но если он любит
в себе свое тело, то он ошибается, и от этой любви ему ничего не будет, кроме страданий. Любовь к себе только тогда хороша, когда человек любит
в себе свою душу. Душа же одна и та же во всех людях. И потому, если человек любит свою душу, он будет любить и души
других людей.
Оно всё
в том, что все люди живут одним и тем же духом, что все люди одно и то же, но все разделены
в этой жизни своими телами, и потому, если они понимают, что живут одним и тем же во всех духом, то им надо соединяться
друг с
другом любовью. Если же люди не понимают этого и думают, что живут только своими отдельными телами, то враждуют
друг с
другом и бывают несчастливы.
Если два человека идут из Москвы
в Киев, то как бы далеко они ни были
друг от
друга, — пускай один подходит к Киеву, а
другой только вышел из Москвы, — они всё же идут
в одно место и рано или поздно сойдутся. Но как бы близко ни были люди, но если один идет
в Киев, а
другой в Москву, они всегда будут врозь.
А знать это и необходимо и легко: смысл жизни
в одном —
в том, чтобы всё больше и больше освобождать душу от тела и соединять ее с
другими существами и началом всего — богом.
Один только есть у всех существ верный руководитель. Руководитель этот — всемирный дух, который заставляет каждое существо делать то, что ему должно делать: дух этот
в дереве велит ему расти к солнцу,
в цветке велит ему переходить
в семя,
в семени велит ему упасть
в землю и прорасти.
В человеке дух этот велит ему соединяться любовью с
другими существами.
Перестанут же когда-нибудь люди драться, воевать, казнить людей, а будут все любить
друг друга. Времени этому не миновать прийти, потому что
в душе всех людей заложена не ненависть, а любовь
друг к
другу.