Неточные совпадения
Разве не очевидно, что такое решение вопроса есть только перефразированное царство Мессии, в котором роль Мессии играет наука, а что для
того, чтобы
объяснение такое объясняло что-нибудь, необходимо верить в догматы науки так же бесконтрольно, как верят Евреи в Мессию, что и делают правоверные науки, — с
тою только разницей, что правоверному Еврею, представляющему себе в Мессии посланника Божия, можно верить в
то, что он всё своей властью устроит отлично; для правоверного же науки по существу дела нельзя верить в
то, чтобы посредством внешнего изучения потребностей можно было решить главный и единственный вопрос о жизни.
Ложная наука идет дальше даже требований грубой толпы, которым она хочет найти
объяснение, — она приходит к утверждению
того, что с первого проблеска своего отвергает разумное сознание человека, приходит к выводам о
том, что жизнь человека, как и всякого животного, состоит в борьбе за существование личности, рода и вида.
Родится ребенок в нужде или роскоши и получает воспитание фарисейское или книжническое. Для ребенка, для юноши не существует еще противоречия жизни и вопроса о ней, и потому ни
объяснение фарисеев, ни
объяснение книжников не нужны ему и не могут руководить его жизнью. Он учится одним примером людей, живущих вокруг него, и пример этот, и фарисеев и книжников, одинаков: и
те и другие живут только для блага личной жизни, и
тому же поучают и его.
И сомневающийся, видя на жизни всех людей, живущих для личного блага, и на жизни самих фарисеев, живущих для
того же, неправду этого
объяснения, не углубляясь в смысл их ответа, прямо не верит им и обращается к книжникам.
И это различие не дает ни
тем, ни другим никакого преимущества: и
те и другие остаются без всякого
объяснения смысла их настоящей жизни.
И он начинает убеждать себя, что дела эти имеют разумный смысл и что
объяснение их смысла если и не вполне известно ему,
то известно другим людям.
Но большинство других людей, не имея также разумного
объяснения жизни, находятся совершенно в
том же положении, как и он.
Ведь ни один работник не стал бы жить у хозяина, который, нанимая работника, выговаривал бы себе право, всякий раз, как это ему вздумается, жарить этого работника живым на медленном огне, или с живого сдирать кожу, или вытягивать жилы, и вообще делать все
те ужасы, которые он на глазах нанимающегося без всякого
объяснения и причины проделывает над своими работниками.
Объяснения о
том, что это нужно для
того, чтобы преподать урок будущим людям, как не надо предаваться
тем страстям, которые отражаются болезнями на потомстве, или о
том, что надо лучше устроить поезда или осторожнее обращаться с огнем, — все эти
объяснения не дают мне никакого ответа.
И
объяснения эти годятся только для разговоров и не облегчают
того ужаса перед бессмысленностью угрожающих мне страданий, которые исключают возможность жизни.
При первом взгляде, страдания не имеют никакого
объяснения и не вызывают никакой другой деятельности, кроме постоянно растущего и ничем неразрешимого отчаяния и озлобления; при втором, страдания вызывают
ту самую деятельность, которая и составляет движение истинной жизни, — сознание греха, освобождение от заблуждений и подчинение закону разума.
Объяснение всего предполагается в
тех существах, которые содержатся в микроскопических существах, и
тех, которые еще и в этих… содержатся, и т. д. до бесконечности, как будто бесконечная делимость малого не есть бесконечность такая же, как и бесконечность великого.
Тот давнишний обман, требующий веры в
то, что не имеет разумного
объяснения, уже износился, и нельзя возвратиться к нему.
Неточные совпадения
Другое было
то, что, прочтя много книг, он убедился, что люди, разделявшие с ним одинаковые воззрения, ничего другого не подразумевали под ними и что они, ничего не объясняя, только отрицали
те вопросы, без ответа на которые он чувствовал, что не мог жить, а старались разрешить совершенно другие, не могущие интересовать его вопросы, как, например, о развитии организмов, о механическом
объяснении души и т. п.
Непроницаемые глаза насмешливо и нагло смотрели на него, как в
тот последний вечер их
объяснения.
— Да, я пишу вторую часть Двух Начал, — сказал Голенищев, вспыхнув от удовольствия при этом вопросе, —
то есть, чтобы быть точным, я не пишу еще, но подготовляю, собираю материалы. Она будет гораздо обширнее и захватит почти все вопросы. У нас, в России, не хотят понять, что мы наследники Византии, — начал он длинное, горячее
объяснение.
Но помощь Лидии Ивановны всё-таки была в высшей степени действительна: она дала нравственную опору Алексею Александровичу в сознании ее любви и уважения к нему и в особенности в
том, что, как ей утешительно было думать, она почти обратила его в христианство,
то есть из равнодушно и лениво верующего обратила его в горячего и твердого сторонника
того нового
объяснения христианского учения, которое распространилось в последнее время в Петербурге.
Дарья Александровна заметила, что в этом месте своего
объяснения он путал, и не понимала хорошенько этого отступления, но чувствовала, что, раз начав говорить о своих задушевных отношениях, о которых он не мог говорить с Анной, он теперь высказывал всё и что вопрос о его деятельности в деревне находился в
том же отделе задушевных мыслей, как и вопрос о его отношениях к Анне.