Неточные совпадения
Она со временем определит это. Если же спросить, чем руководствоваться в определении законности и незаконности потребностей? то на это смело отвечают: изучением потребностей. Но слово потребность имеет только два значения: или условие существования, а условий существования каждого предмета бесчисленное количество, и потому все условия не могут быть изучены, или требование блага живым существом, познаваемое и определяемое только
сознанием и потому еще менее могущее быть изученным опытной
наукой.
Это самое и делает потворствующая грубой толпе ложная
наука книжников нашего времени, рассматривая жизнь без главного определения ее, стремления к благу, открытого только в
сознании человека. Исходя прямо из определения жизни независимо от стремления к благу, ложная
наука наблюдает цели живых существ и, находя в них цели, чуждые человеку, навязывает их ему.
Ложная
наука идет дальше даже требований грубой толпы, которым она хочет найти объяснение, — она приходит к утверждению того, что с первого проблеска своего отвергает разумное
сознание человека, приходит к выводам о том, что жизнь человека, как и всякого животного, состоит в борьбе за существование личности, рода и вида.
В том и другом случае заблуждение происходит от смешения личности, индивидуальности, как называет
наука, с разумным
сознанием. Разумное
сознание включает в себя личность. Личность же не включает в себя разумное
сознание. Личность есть свойство животного и человека, как животного. Разумное
сознание есть свойство одного человека.
Попытки восстановления допотопного дикого взгляда на жизнь, как на личное существование, которыми занята так называемая
наука нашего европейского мира, только очевиднее показывают рост разумного
сознания человечества, показывают до очевидности, как выросло уже человечество из своего детского платья.
Людям этим любовь представляется не тем единственным законным проявлением жизни, каким она представляется для разумного
сознания, а только одною из тысячей разных случайностей, бывающих в жизни, — представляется одним из тех тысячей разнообразных настроений, в которых бывает человек во время своего существования: бывает, что человек щеголяет, бывает, что увлечен
наукою или искусством, бывает, что увлечен службой, честолюбием, приобретением, бывает, что он любит кого-нибудь.
Неточные совпадения
Социализм касается не только того, что было решено прежним эмпирически-религиозным бытом, но и того, что прошло через
сознание односторонней
науки; не только до юридических выводов, основанных на традиционном законодательстве, но и до выводов политической экономии.
Но
сознание значения положительной, «объективной»
науки у меня очень возросло, особенно значения истории, и в частности религиозной истории.
Беспристрастная, неподкупная
наука имеет очищающее значение для религиозного
сознания.
Ложная философия и ложная религия, выданная за положительную
науку, утверждают в человеке
сознание ничтожества его происхождения и божественности его будущего, не его, конечно, не данного конкретного лица, а человека вообще.
Наш «эмпирический» мир есть действительный мир, но больной и испорченный; он воспринимается таким, каков он есть в данном своем дефектном состоянии, а не таким, каким его конструирует субъект; он познается
наукой,
наука имеет дело с реальностью, а не с состояниями
сознания и элементами мышления, но реальностью больной.