Неточные совпадения
— Как вы хотите, чтоб он всем отвечал вдруг? — сказал князь Андрей. — Притом надо в
поступках государственного
человека различать
поступки частного лица, полководца или императора. Мне так кажется.
— Нельзя не сознаться, — продолжал князь Андрей, — Наполеон как
человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… но есть другие
поступки, которые трудно оправдать.
В минуты отъезда и перемены жизни, на
людей, способных обдумывать свои
поступки, обыкновенно находит серьезное настроение мыслей.
Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение
человека, которому надоела беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Воurienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайною быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым
поступкам.
Тем отраднее была в эту кампанию эта полковая жизнь Ростову, что он, после проигрыша Долохову (
поступка, которого он, несмотря на все утешения родных, не мог простить себе), решился служить не как прежде, а чтобы загладить свою вину, служить хорошо и быть вполне отличным товарищем и офицером, т. е. прекрасным
человеком, что́ представлялось столь трудным в миру, а в полку столь возможным.
Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. Совершенный
поступок невозвратим, и действие его, совпадая во времени с миллионами действий других
людей, получает историческое значение. Чем выше стоит
человек на общественной лестнице, чем с бо̀льшими
людьми он связан, тем больше власти он имеет на других
людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его
поступка.
И не на один только этот час и день были помрачены ум. и совесть этого
человека, тяжеле всех других участников этого дела носившего на себе всю тяжесть совершавшегося; но и никогда, до конца жизни своей, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих
поступков, которые были слишком противуположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того чтобы он мог понимать их значение.
Но хотя уже к концу сражения
люди чувствовали весь ужас своего
поступка, хотя они и рады бы были перестать, какая-то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими, и запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили, прикладывали фитили; и ядра также быстро и жестоко перелетали с обеих сторон и расплюскивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле
людей, а по воле Того, Кто руководит
людьми и мирами.
Ежели бы она стала скрывать свои
поступки, выпутываться хитростью из неловкого положения, она бы этим самым испортила свое дело, сознав себя виноватою; но Элен, напротив, сразу, как истинно великий
человек, который может всё то, что̀ хочет, поставила себя в положение правоты, в которую она искренно верила, а всех других в положение виноватости.
На последний вопрос Пьер еще раз объяснил, кто был Макар Алексеевич, объяснил, что пред самым их приходом этот пьяный, безумный
человек утащил заряженный пистолет, который не успели отнять у него, и просил оставить его
поступок без наказания.
В первом взгляде для Даву, приподнявшего только голову от своего списка, где людские дела и жизнь назывались нумерами, Пьер был только обстоятельство; и, не взяв на совесть дурного
поступка, Даву застрелил бы его; но теперь уже он видел в нем
человека. Он задумался на мгновение.
В настоящей русской литературе от гимназиста до ученого историка, нет
человека, который бы не бросил своего камушка в Александра за неправильные
поступки его в этот период царствования.
Человек, когда он действует один, всегда носит сам в себе известный ряд соображений, руководивших, как ему кажется, его прошедшею деятельностью, служащих для него оправданием его настоящей деятельности и руководящих его в предположении о будущих его
поступках.
Если даже один
человек из миллионов в тысячелетний период времени имел возможность поступить свободно, т. е. так, как ему захотелось, то очевидно, что один свободный
поступок этого
человека, противный законам, уничтожает возможность существования каких бы то ни было законов для всего человечества.
Всякий
человек, дикий и мыслитель, как бы неотразимо ему ни доказывали рассуждение и опыт то, что невозможно представить себе два разных
поступка в одних и тех же условиях, чувствует, что без этого бессмысленного представления (составляющего сущность свободы), он не может себе представить жизни.
Точно так же
человек, 20 лет тому назад совершивший убийство и после того спокойно и безвредно живший в обществе, представляется менее виновным;
поступок его, — более подлежавшим закону необходимости для того, кто рассматривает его
поступок по истечении 20 лет, и более свободным тому, кто рассматривал тот же
поступок через день после того, как он был совершен.
1) Отношение
человека, совершившего
поступок, к внешнему миру...
Если же и самый
человек, действие которого мы рассматриваем, стоит на самой низкой степени развития ума, как ребенок, сумасшедший, дурачек, то мы, зная причины действия и несложность характера и ума, уже видим столь большую долю необходимости и столь малую свободы, что как скоро нам известна причина, долженствующая произвести действие, мы можем предсказать
поступок.
Только на этих трех основаниях строятся существующая во всех законодательствах невменяемость преступлений и уменьшающие вину обстоятельства. Вменяемость представляется бòльшею или меньшею, смотря по бòльшему или меньшему знанию условий, в которых находился
человек,
поступок которого обсуживается, по бòльшему или меньшему промежутку времени от совершения
поступка до суждения о нем и по бòльшему или меньшему пониманию причин
поступка.
Так что, если мы рассматриваем такое положение
человека, в котором связь его с внешним миром наиболее известна, период времени суждения от времени совершения
поступка наибольший и причины
поступка наидоступнейшие, то мы получаем представление о наибольшей необходимости и наименьшей свободе.
Но даже если бы, представив себе
человека совершенно исключенного от всех влияний, рассматривая только его мгновенный
поступок настоящего и предполагая, что он не вызван никакою причиною, мы допустили бесконечно малый остаток необходимости равным нулю, мы бы и тогда не пришли к понятию о полной свободе
человека; ибо существо, не принимающее на себя влияний внешнего мира, находящееся вне времени и не зависящее от причин, уже не есть
человек.
Возмущало Нехлюдова, главное, то, что в судах и министерствах сидели люди, получающие большое, собираемое с народа жалованье за то, что они, справляясь в книжках, написанных такими же чиновниками, с теми же мотивами, подгоняли
поступки людей, нарушающих написанные ими законы, под статьи, и по этим статьям отправляли людей куда-то в такое место, где они уже не видали их, и где люди эти в полной власти жестоких, огрубевших смотрителей, надзирателей, конвойных миллионами гибли духовно и телесно.