Цитаты со словом «царить»
— Да ты пойми, что мы, или офицеры, которые служим своему
царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Quarante milles hommes massacrés et l’armée de nos alliés détruite, et vous trouvez là le mot pour rire, — сказал, он, как будто этою французскою фразой закрепляя свое мнение.
— Был бы я
царь, никогда бы не воевал, — сказал Несвицкий, отворачиваясь.
— Именно от этого, мой милый. Voyez-vous, mon cher: [Видите ли,] ура! за
царя, за Русь, за веру!
— А! хорошее дело. Чтó ж, хотите, мой милый, послужить
царю и отечеству? Время военное. Такому молодцу служить надо, служить надо. Что́ ж, во фронте?
Как бы счастлив был Ростов, ежели бы мог теперь умереть за своего
царя!
— Вот на походе не в кого влюбиться, так он в
царя влюбился, — сказал он.
И Ростов встал и пошел бродить между костров, мечтая о том, какое было бы счастие умереть, не спасая жизнь (об этом он и не смел мечтать), а просто умереть в глазах государя. Он действительно был влюблен и в
царя, и в славу русского оружия, и в надежду будущего торжества. И не он один испытывал это чувство в те памятные дни, предшествующие Аустерлицкому сражению: девять десятых людей русской армии в то время были влюблены, хотя и менее восторженно, в своего царя и в славу русского оружия.
— Сам я видел, — сказал денщик с самоуверенною усмешкой. — Уж мне-то пора знать государя: кажется, сколько раз в Петербурге вот так-то видал. Бледный-пребледный в карете сидит. Четверню вороных как припустит, батюшки мои, мимо нас прогремел: пора, кажется, и царских лошадей и Илью Иваныча знать; кажется, с другим как с
царем Илья кучер не ездит.
Привезли его слепого прямо к ней, подошел, упал, говорит: «исцели! отдам тебе, говорит, в чем
царь жаловал».
— Мне просить государя! — сказал Денисов голосом, которому он хотел придать прежнюю энергию и горячность, но который звучал бесполезною раздражительностью. — О чем? Ежели бы я был разбойник, я бы просил милости, а то я сужусь за то, что вывожу на чистую воду разбойников. Пускай судят, я никого не боюсь; я честно служил
царю, отечеству и не крал! И меня разжаловать, и… Слушай, я так прямо и пишу им, вот и пишу: «ежели бы я был казнокрад…»
Ростов не спуская глаз, несмотря на топтание лошадьми французских жандармов, осаживавших толпу, следил за каждым движением императора Александра и Бонапарте. Его, как неожиданность, поразило то, что Александр держал себя как равный с Бонапарте, и что Бонапарте совершенно свободно, как будто эта близость с государем естественна и привычна ему, как равный обращался с русским
царем.
— Посмотрите, как
царь какой-нибудь.
В середине стояли, вероятно,
царь и царица.
Царь замахал правою рукой, и, видимо робея, дурно пропел что-то, и сел на малиновый трон.
Она о чем-то горестно пела, обращаясь к царице; но
царь строго махнул рукой, и с боков вышли мужчины с голыми ногами и женщины с голыми ногами, и стали танцовать все вместе.
Потом танцовали еще другие, с голыми ногами, мужчины и женщины, потом опять один из
царей закричал что-то под музыку, и все стали петь.
История, т. е. бессознательная, общая, роевая жизнь человечества, всякой минутой жизни
царей пользуется для себя, как орудием для своих целей.
«Ну и пускай такой-то обокрал государство и
царя, а государство и царь воздают ему почести; а она вчера улыбнулась мне и просила приехать, и я люблю ее, и никто никогда не узнает этого», думал он.
Несколько человек дворовых Ростовых отпросились пойти поглядеть
царя.
Он не знал зачем, но нужно было взять один бисквит из рук
царя, и нужно было не поддаться.
— Ты, Дронушка, слушай! — сказал он. — Ты мне пустого не говори. Его сиятельство князь Андрей Николаич сами мне приказали, чтобы весь народ отправить и с неприятелем не оставаться, и царский на то приказ есть. А кто остается, тот
царю изменник. Слышишь?
Все
цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают бòльшую награду…
Второй прием состоит в том, чтобы рассматривать действия одного человека,
царя, полководца, как сумму произволов людей, тогда как сумма произволов людских никогда не выражается в деятельности одного исторического лица.
Для изучения законов истории, мы должны изменить совершенно предмет наблюдения, оставить в покое
царей, министров и генералов, а изучать однородные, бесконечно малые элементы, которые руководят массами.
Никто не может сказать, на сколько дано человеку достигнуть этим путем понимания законов истории; но очевидно, что на этом пути только лежит возможность уловления исторических законов; и что на этом пути не положено еще умом человеческим одной миллионной доли тех усилий, которые положены историками на описание деяний различных
царей, полководцев и министров, и на изложение своих соображений по случаю этих деяний.
«Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица des Czars. [
царей.]
Он в воображении своем назначал дни réunion dans le palais des Czars, [собраний во дворце
царей,] где должны были сходиться русские вельможи с вельможами французского императора.
Он думал, что как в Африке надо было сидеть в бурнусе в мечети, так в Москве надо было быть милостивым, как
цари.
— Он изменил своему
царю и отечеству, он передался Бонапарту, он один из всех русских осрамил имя русского, и от него погибает Москва, — говорил Растопчин ровным, резким голосом; но вдруг быстро взглянул вниз на Верещагина, продолжавшего стоять в той же покорной позе. Как будто взгляд этот взорвал его, он, подняв руку, закричал почти, обращаясь к народу: — Своим судом расправляйтесь с ним! отдаю его вам!
Много других жертв погибло и гибнет для общественного блага.] и он стал думать о тех общих обязанностях, которые он имел в отношении своего семейства, своей (порученной ему) столице и о самом себе — не как о Федоре Васильевиче Растопчине (он полагал, что Федор Васильевич Растопчин жертвует собою для bien publique), [общественного блага,] но о себе как о главнокомандующем, о представителе власти и уполномоченном
царя.
— Чтò ж, это сам что ли
царь ихний? Ничево, — слышались тихие голоса.
Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности
царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества.
Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли
царя, в представители народной войны. И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все свои силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их.
— А вот чтò, братцы. Я знаю, трудно вам, да чтò же делать! Потерпите; недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас
царь не забудет. Вам трудно, да всё же вы дома; а они — видите, до чего они дошли, — сказал он, указывая на пленных. — Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?
Новая история отвергла прежние верования, не поставив на место их нового воззрения, и логика положения заставила историков, мнимо отвергших божественную власть
царей и фатум древних, притти другим путем к тому же самому: к признанию тoгo, что 1) народы руководятся единичными людьми, и 2) что существует известная цель, к которой движутся народы и человечество.
Поставив за цель движения человечества какое-нибудь отвлечение, историки изучают людей, оставивших по себе наибольшее число памятников, —
царей, министров, полководцев, сочинителей, реформаторов, пап, журналистов — по мере того как все эти лица, по их мнению, содействовали или противодействовали известному отвлечению.
Неточные совпадения
Государь прошел в Успенский собор. Толпа опять разровнялась, и дьячок вывел Петю бледного и не дышащего к царь-пушке. Несколько лиц пожалели Петю, и вдруг вся толпа обратилась к нему, и уже вокруг него произошла давка. Те, которые стояли ближе, услуживали ему, расстегивали его сюртучок, усаживали на возвышение пушки и укоряли кого то, тех, кто раздавил его.
— Мы все встанем, все поголовно пойдем, все за царя-батюшку! — кричал он, выкатывая кровью налившиеся глаза.
Цитаты из русской классики со словом «царить»
На улице
царили голодные псы, но и те не лаяли, а в величайшем порядке предавались изнеженности и распущенности нравов; густой мрак окутывал улицы и дома; и только в одной из комнат градоначальнической квартиры мерцал далеко за полночь зловещий свет.
Являлось полное впечатление зимы. В лесу
царила удивительная тишина.
Густая атмосфера невежественности, предрассудков и кропотливого переливания из пустого в порожнее
царила кругом него, и он не ощущал ни малейшего поползновения освободиться от нее.
В нашем мире
царило еще безмятежное спокойствие…
Пустота всесовершеннейшая, самая многосторонняя
царила в почтенном семействе Алексея Абрамовича.
Ассоциации к слову «царить»
Синонимы к слову «царить»
Предложения со словом «царить»
- В комнате царила тишина, лишь по оконному стеклу барабанили тяжёлые капли.
- А старая и разваленная – из тех, где царит полный беспорядок.
- Уже через год простой люд польский, горожане и селяне ощутили, что под властью русского царя жить куда спокойней и благополучней.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «царить»
Афоризмы русских писателей со словом «царить»
- Какое счастье думать, что сознаньем
Над смутой гор, морей, лесов и рек,
Над мчащимся в безбрежность мирозданьем
Царит непобедимый человек.
- Смеются, плачут ли навзрыд
Народы,
Точно дети…
Но здравый смысл
Один царит
На этом белом свете.
- Стремимся мы подняться ввысь —
Ведь думы наши поднялись, —
И там царят они, легки,
Свободны, вечны, высоки.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно