Неточные совпадения
В этой проповеди, как и во всех местах, везде
Христос представляет себе своих
учеников, т. е. людей, исполняющих правило о непротивлении злу, не иначе, как подставляющих щеку и отдающих кафтан, как гонимых, побиваемых и нищих.
Везде много раз
Христос говорит, что тот, кто не взял крест, кто не отрекся от всего, тот не может быть его
учеником, т. е. кто не готов на все последствия, вытекающие из исполнения правила о непротивлении злу.
Ученикам Христос говорит: будьте нищие, будьте готовы, не противясь злу, принять гонения, страдания и смерть. Сам готовится на страдания и смерть, не противясь злу, и отгоняет от себя Петра, жалеющего об этом, и сам умирает, запрещая противиться злу и не изменяя своему учению.
Можно утверждать, что всегдашнее исполнение этого правила очень трудно, можно не соглашаться с тем, что каждый человек будет блажен, исполняя это правило, можно сказать, что это глупо, как говорят неверующие, что
Христос был мечтатель, идеалист, который высказывал неисполнимые правила, которым и следовали по глупости его
ученики, но никак нельзя не признавать, что
Христос сказал очень ясно и определенно то самое, что хотел сказать: именно, что человек, по его учению, должен не противиться злу и что потому тот, кто принял его учение, не может противиться злу.
Вопрос гренадера: Евангелие или воинский устав? закон божий или закон человеческий? — теперь стоит и при Самуиле стоял перед человечеством. Он стоял и перед самим
Христом и перед
учениками его. Стоит и перед теми, которые теперь хотят быть христианами, стоял и передо мной.
Стало быть,
Христос думал о тех судах человеческих, которые должны были засудить его и его
учеников, и засуждавшие и засуждающие миллионы людей.
Справляюсь с тем, как первые
ученики Христа, апостолы, смотрели на суды человеческие, признавали ли, одобряли ли их?
Вижу, что слова
Христа: не судите и не осуждайте, были поняты его первыми
учениками так же, как я их понял теперь, в их прямом смысле: не судите в судах — не участвуйте в них.
И
ученик Христа может увереннее, чем Галилей, в виду всех возможных соблазнов и угроз, утверждать: «И все-таки, не насилием, а добром только вы уничтожите зло».
Христос после всех тех притч, которыми он объясняет
ученикам значение своего учения, в конце всего, как относящееся ко всему предшествующему, говорит: поэтому-то всякий книжник, т. е. грамотный, наученный истине, подобен хозяину, который берет из своего сокровища (вместе, безразлично) и старое и новое.
То, чтобы нужно было христианину запрещать убийство, называемое войною, не мог себе представить и ни один апостол и ни один
ученик Христа первых веков христианства. Вот что говорит, например, Ориген в своем ответе Цельзию (глава 63).
Всё учение
Христа состоит в том, чтобы дать царство бога — мир людям. В нагорной проповеди, в беседе с Никодимом, в послании
учеников, во всех поучениях своих он говорит только о том, что разделяет людей и мешает им быть в мире и войти в царство бога. Все притчи суть только описание того, что есть царство бога и что, только любя братьев и будучи в мире с ними, можно войти в него. Иоанн Креститель, предшественник
Христа, говорит, что приблизилось царство бога и что Иисус
Христос дает его миру.
И, объяснив Петру, что на этой сыновности богу зиждется истинная вера,
Христос говорит другим
ученикам, чтобы они и не говорили вперед, что именно он, Иисус — мессия.
Всё учение
Христа в том, чтобы
ученики его, поняв призрачность личной жизни, отреклись от нее и переносили ее в жизнь всего человечества, в жизнь сына человеческого. Учение же о бессмертии личной души не только не призывает к отречению от своей личной жизни, но навеки закрепляет эту личность.
Христос и не мог представить себе такого странного понятия у своих
учеников.
Ученики просили
Христа утвердить в них веру. «Хочу делать хорошее, и делаю дурное», — говорит апостол Павел.
И точно так же
Христос и
ученики его не могли не отдавать своей жизни другим, потому что в этом, одном был смысл и благо их жизни.
И как теперь люди, имея веру, основанную на своем учении, никак не могут согласовать ее с верою, вытекающей из учения
Христа, так не могли этого сделать и
ученики его.
Ученики Христа много раз просили его утвердить их веру в то, что он говорил: Матф. XX, 20—28 и Марк. X, 35—45.
И тут
Христос говорит: только в мирской жизни сильные мира пользуются и радуются славой и властью личной жизни; но вы,
ученики мои, должны знать, что смысл жизни человеческой не в личном счастье, а в служении всем, в унижении перед всеми.
Христос на требование
учеников, показавшее ему всё непонимание ими его учения, не приказывает им верить, т. е. изменить ту оценку благ и зол жизни, которая вытекает из его учения (он знает, что это невозможно), а разъясняет им тот смысл жизни, на котором зиждется вера, т. е. истинная оценка того, что хорошо и дурно, важно и неважно.
Притча о хозяине и работнике, пришедшем с поля, сказанная в ответ на прямую просьбу
учеников утвердить, умножить в них веру, еще яснее определяет основу той веры, которой учит
Христос.
На слова
Христа, что надо прощать брату не раз, а семь раз семьдесят,
ученики, ужасаясь трудности исполнения этого правила, говорят: да, но… надо верить, чтоб исполнять это; утверди же, умножь в нас веру.
На просьбу
учеников утвердить в них веру
Христос говорит: когда хозяин придет с работником с поля, то не велит ему сейчас обедать, а велит убрать скотину и служить, а потом уж работник садится за стол и обедает.
Христос, правда, упоминает, что тем, которые послушают его, предстоят гонения от тех, которые не послушают его; но он не говорит, чтобы
ученики что-нибудь потеряли от этого. Напротив, он говорит, что
ученики его будут иметь здесь, в мире этом, больше радостей, чем не
ученики.
Что
Христос говорит и думает это, в этом не может быть сомнения и по ясности его слов об этом, и по смыслу всего учения, и по тому, как он жил, и по тому, как жили его
ученики. Но правда ли это?
Разбирая отвлеченно вопрос о том, чье положение будет лучше:
учеников Христа или
учеников мира? нельзя не видеть, что положение
учеников Христа должно быть лучше уже потому, что
ученики Христа, делая всем добро, не будут возбуждать ненависти в людях.
Ученики Христа, не делая никому зла, могут быть гонимы только злыми людьми,
ученики же мира должны быть гонимы всеми, так как закон жизни
учеников мира есть закон борьбы, т. е. гонения друг друга.
Случайности же страданий — те же, как для тех, так и для других, с тою только разницей, что
ученики Христа будут готовы к ним, а
ученики мира все силы души будут употреблять на то, чтобы избежать их, и что
ученики Христа, страдая, будут думать, что их страдания нужны для мира, а
ученики мира, страдая, не будут знать, зачем они страдают.
Рассуждая отвлеченно, положение
учеников Христа должно быть выгоднее положения
учеников мира.
Ученик Христа должен был готов во всякую минуту на страдания и смерть.
Ученик Христа будет беден.
Ученик Христа сказал ему, что видел у одного человека несколько рыб; у
учеников тоже было несколько хлебов.
Но
Христос знал, что он хотел сделать (как и сказано в Евангелии), он велел всем сесть кру́гом [Ударение Толстого.] и научил
учеников предлагать другим то, что у них было, и говорить другим, чтобы они делали то же. И тогда вышло то, что когда все те, у которых были запасы, сделали то же, что
ученики Христа, т. е. свое предлагали другим, то все ели в меру, и когда обошли круг, то досталось и тем, которые не ели сначала. И все насытились, и осталось еще много хлеба, так много, что собрали 12 корзин.
И я убедился, что церковное учение, несмотря на то, что оно назвало себя христианским, есть та самая тьма, против которой боролся
Христос и велел бороться своим
ученикам.
Неточные совпадения
Это, так сказать, апокалипсическое [Апока́липсис (греч. — откровение) — книга туманных пророчеств, написанная, по древнему преданию, одним из
учеников Христа.] письмо, которое может понять только тот, кто его получает.
Кроме того, было прочтено дьячком несколько стихов из Деяний Апостолов таким странным, напряженным голосом, что ничего нельзя было понять, и священником очень внятно было прочтено место из Евангелия Марка, в котором сказано было, как
Христос, воскресши, прежде чем улететь на небо и сесть по правую руку своего отца, явился сначала Марии Магдалине, из которой он изгнал семь бесов, и потом одиннадцати
ученикам, и как велел им проповедывать Евангелие всей твари, причем объявил, что тот, кто не поверит, погибнет, кто же поверит и будет креститься, будет спасен и, кроме того, будет изгонять бесов, будет излечивать людей от болезни наложением на них рук, будет говорить новыми языками, будет брать змей и, если выпьет яд, то не умрет, а останется здоровым.
Христа пишут живописцы всё по евангельским сказаниям; я бы написала иначе: я бы изобразила его одного, — оставляли же его иногда
ученики одного.
А Фавор-гора всем горам мати; как на славныя на Фавор-горы преобразился на ней сам Исус
Христос, показал славу
ученикам своим.
Заглавие «Сеть веры» дано Хельчицким его сочинению потому, что, взяв эпиграфом стих Евангелия о призвании
учеников с тем, чтобы они стали ловцами людей, Хельчицкий, продолжая это сравнение, говорит: «
Христос посредством
учеников захватил в свою сеть веры весь мир, но большие рыбы, пробив сеть, выскочили из нее и в поделанные этими большими рыбами дыры ушли и все остальные, так что сеть осталась почти пустая».