Неточные совпадения
Чтобы вполне убедиться в том, что в этих стихах Христос говорит только о вечном
законе, стоит вникнуть в значение того слова, которое подало повод лжетолкованиям. По-русски —
закон, по-гречески — νόμος, по-еврейски — тора, как по-русски, по-гречески и по-еврейски имеют два главные значения: одно — самый
закон без отношения к его выражению. Другое
понятие есть писанное выражение того, что известные люди считают
законом. Различие этих двух значений существует и во всех языках.
И то же слово —
закон, тора, у Ездры в первый раз и в позднейшее время, во время Талмуда, стало употребляться в смысле написанных пяти книг Моисея, над которыми и пишется общее заглавие — тора, так же как у нас употребляется слово Библия; но с тем различием, что у нас есть слово, чтобы различать между
понятиями — Библии и
закона бога, а у евреев одно и то же слово означает оба
понятия.
Но мало того, что не может избежать двоякого употребления этого слова, проповедник часто не хочет избежать его и умышленно соединяет оба
понятия, указывая на то, что в том ложном в его совокупности
законе, который исповедуют те, которых он обращает, что и в этом
законе есть истины вечные.
И потому, предполагая, что противоположение, которое выставляет Христос в этом месте, приводя слова
закона: вам сказано: люби ближнего и ненавидь врага, состоит в противоположении между земляком и чужеземцем, спрашиваю себя, что такое враг по
понятиям иудеев, и нахожу подтверждение своего предположения.
Христос в противоположность жизни временной, частной, личной учит той вечной жизни, которую по Второзаконию бог обещал израилю, но только с той разницею, что, по
понятию евреев, жизнь вечная продолжалась только в избранном народе израильском и для приобретения этой жизни нужно было соблюдать исключительные
законы бога для израиля, а по учению Христа жизнь вечная продолжается в сыне человеческом, и для сохранения ее нужно соблюдать
законы Христа, выражающие волю бога для всего человечества.
Понятие о
законе, несомненно разумном и по внутреннему сознанию обязательном для всех, до такой степени утрачено в нашем обществе, что существование у еврейского народа
закона, определявшего всю их жизнь, такого
закона, который был обязателен не по принуждению, а по внутреннему сознанию каждого, считается исключительным свойством одного еврейского народа.
Неточные совпадения
Прежде бывало, — говорил Голенищев, не замечая или не желая заметить, что и Анне и Вронскому хотелось говорить, — прежде бывало вольнодумец был человек, который воспитался в
понятиях религии,
закона, нравственности и сам борьбой и трудом доходил до вольнодумства; но теперь является новый тип самородных вольнодумцев, которые вырастают и не слыхав даже, что были
законы нравственности, религии, что были авторитеты, а которые прямо вырастают в
понятиях отрицания всего, т. е. дикими.
—
Понятия эти — правила! — доказывала она. — У природы есть свои
законы, вы же учили: а у людей правила!
Третий разряд составляли люди, наказанные за то, что они совершали, по их
понятиям, самые обыкновенные и даже хорошие поступки, но такие, которые, по
понятиям чуждых им людей, писавших
законы, считались преступлениями. К этому разряду принадлежали люди, тайно торгующие вином, перевозящие контрабанду, рвущие траву, собирающие дрова в больших владельческих и казенных лесах. К этим же людям принадлежали ворующие горцы и еще неверующие люди, обворовывающие церкви.
И риск в нем вовсе не так велик на самом деле, как покажется человеку, менее твердому в своих
понятиях о
законах жизни, чем он, Кирсанов.
Если же разум оставить на самого себя, то бродя в пустоте и строя категорию за категорией, он может обличить свои
законы, но никогда не дойдет ни до
понятия о духе, ни до
понятия о бессмертии и проч.