Христос говорит: я не пришел нарушить
вечный закон, для исполнения которого написаны ваши книги и пророчества, но пришел научить исполнять вечный закон; но я говорю не про ваш тот закон, который называют законом бога ваши учители-фарисеи, а про тот закон вечный, который менее, чем небо и земля, подлежит изменению.
Стало быть, ясно, что здесь противополагается закон
вечный закону писанному [Мало этого, как бы для того, чтобы уж не было никакого сомнения о том, про какой закон он говорит, он тотчас же в связи с этим приводит пример, самый резкий пример отрицания закона Моисеева — законом вечным, тем, из которого не может выпасть ни одна черточка; он, приводя самое резкое противоречие закону Моисея, которое есть в Евангелии, говорит (Лука XVI, 18): «всякий, кто отпускает жену и женится на другой, прелюбодействует», т. е. в писанном законе позволено разводиться, а по вечному — это грех.] и что точно то же противоположение делается и в контексте Матфея, где закон вечный определяется словами: закон или пророки.
Чтобы вполне убедиться в том, что в этих стихах Христос говорит только о
вечном законе, стоит вникнуть в значение того слова, которое подало повод лжетолкованиям. По-русски — закон, по-гречески — νόμος, по-еврейски — тора, как по-русски, по-гречески и по-еврейски имеют два главные значения: одно — самый закон без отношения к его выражению. Другое понятие есть писанное выражение того, что известные люди считают законом. Различие этих двух значений существует и во всех языках.
Когда он говорит: «не делай того другому, что не хочешь, чтобы тебе делали, в этом одном — весь закон и пророки», он говорит о писанном законе, он говорит, что весь писанный закон может быть сведен к одному этому выражению
вечного закона, и этими словами упраздняет писанный закон.
Всякий пророк — учитель веры, открывая людям закон бога, всегда встречает между людьми уже то, что эти люди считают законом бога, и не может избежать двоякого употребления слова закон, означающего то, что эти люди считают ложно законом бога ваш закон, и то, что есть истинный,
вечный закон бога.
Христос по отношению к закону Моисея и еще более к пророкам, в особенности Исаии, слова которого он постоянно приводит, признает, что в еврейском законе и пророках есть истины вечные, божеские, сходящиеся с
вечным законом, и их-то, как изречение — люби бога и ближнего, — берет за основание своего учения.
Неточные совпадения
И, имея, вероятно, в виду пример блудницы, которую привели к Христу, чтобы по
закону побить ее камнями, или вообще преступление прелюбодеяния, Иаков говорит, что тот, кто казнит смертию блудницу, будет виновен в убийстве и нарушит
закон вечный.
Они очень просты, но в них выражен
закон бога и человека, единственный и
вечный.
Толкование, что Христос не отрицает
закон, основано на том, что слову
закон в этом месте, благодаря сравнению с иотою писанного
закона, без всякого основания и противно смыслу слов, приписано значение писанного
закона, — вместо
закона вечного.
Словами: «легче небу и земле прейти, чем из
закона выпасть черточке», он утверждает
закон вечный.
В первых словах он говорит:
закон и пророки, т. е. писанный
закон; во-вторых, он говорит просто:
закон, следовательно
закон вечный.
Эти варианты дают историю толкований этого места. Смысл один ясный тот, что Христос, так же как и по Луке, говорит о
законе вечном: но в числе списателей Евангелий находятся такие, которым желательно признать обязательность писанного
закона Моисеева, и эти списатели присоединяют к слову
закон прибавку — «и пророки» — и изменяют смысл.
У древних евреев, у пророков, у Исаии — слово
закон, тора, всегда употребляется в смысле
вечного, единого, невыраженного откровения — научения бога.
Но когда Христос говорит: я не нарушить пришел
закон, но научить вас исполнять его, потому что ничто не может измениться в
законе, а всё должно исполниться, он говорит не о
законе писанном, а о
законе божественном,
вечном, и утверждает его.
Но мало того, что не может избежать двоякого употребления этого слова, проповедник часто не хочет избежать его и умышленно соединяет оба понятия, указывая на то, что в том ложном в его совокупности
законе, который исповедуют те, которых он обращает, что и в этом
законе есть истины
вечные.
— И в
законе можно найти
вечную истину, если умеешь читать.
И он указывает не раз на то, что заповедь их
закона о любви к богу и ближнему есть заповедь
закона вечного (Матф. XIII, 52).
Несколько веков ученые люди западной малой части большого материка находились в повальном сумасшествии, воображая, что им принадлежит
вечная блаженная жизнь, и занимались всякого рода элукубрациями о том, как, по каким
законам наступит для них эта жизнь, сами же ничего не делали и не думали никогда ничего о том, как сделать эту свою жизнь лучше.
Христос в обоих случаях определяет, что̀ должно разуметь под словами: жизнь
вечная; когда он употребляет их, то говорит евреям то же самое, что сказано много раз в
законе их, а именно: исполнение воли бога есть жизнь
вечная.
Христос в противоположность жизни временной, частной, личной учит той
вечной жизни, которую по Второзаконию бог обещал израилю, но только с той разницею, что, по понятию евреев, жизнь
вечная продолжалась только в избранном народе израильском и для приобретения этой жизни нужно было соблюдать исключительные
законы бога для израиля, а по учению Христа жизнь
вечная продолжается в сыне человеческом, и для сохранения ее нужно соблюдать
законы Христа, выражающие волю бога для всего человечества.
Но сие беззаконное действие распавшейся натуры не могло уничтожить
вечного закона божественного единства, а должно было токмо вызвать противодействие оного, и во мраке духом злобы порожденного хаоса с новою силою воссиял свет божественного Логоса; воспламененный князем века сего великий всемирный пожар залит зиждительными водами Слова, над коими носился дух божий; в течение шести мировых дней весь мрачный и безобразный хаос превращен в светлый и стройный космос; всем тварям положены ненарушимые пределы их бытия и деятельности в числе, мере и весе, в силу чего ни одна тварь не может вне своего назначения одною волею своею действовать на другую и вредить ей; дух же беззакония заключен в свою внутреннюю темницу, где он вечно сгорает в огне своей собственной воли и вечно вновь возгорается в ней.
Неточные совпадения
«Всё дело в том, — думал Нехлюдов, — что люди эти признают
законом то, что не есть
закон, и не признают
законом то, что есть
вечный, неизменный, неотложный
закон, самим Богом написанный в сердцах людей.
Честной народ, достойна смертной казни // Вина его; но в нашем уложеньи // Кровавых нет
законов, пусть же боги // Казнят его по мере преступленья, // А мы судом народным Мизгиря // На
вечное изгнанье осуждаем.
В ней было изображено, что государь, рассмотрев доклад комиссии и взяв в особенное внимание молодые лета преступников, повелел под суд нас не отдавать, а объявить нам, что по
закону следовало бы нас, как людей, уличенных в оскорблении величества пением возмутительных песен, — лишить живота; а в силу других
законов сослать на
вечную каторжную работу.
Обычно романтизм считают восстанием природы вообще, человеческой природы с ее страстями и эмоциями против разума, против нормы и
закона, против
вечных и общеобязательных начал цивилизации и человеческого общежития.
Он отрицает
вечные экономические
законы, отрицает за хозяйством характер вещной объективной реальности.