Неточные совпадения
— Да провал их знает! Называют себя
царскими людьми. Мы-де люди
царские,
опричники! А вы-де земщина! Нам-де вас грабить да обдирать, а вам-де терпеть да кланяться. Так-де царь указал!
— Да, — подтвердил мужик, — мы-де люди
царские,
опричники; нам-де все вольно, а вы-де земщина! И старшие у них есть; знаки носят: метлу да собачью голову. Должно быть, и вправду
царские люди.
— Дурень! — вскричал князь, — не смей станичников
царскими людьми величать! «Ума не приложу, — подумал он. — Особые знаки?
Опричники? Что это за слово? Кто эти люди? Как приеду на Москву, обо всем доложу царю. Пусть велит мне сыскать их! Не спущу им, как бог свят, не спущу!»
— Слушайте, мошенники, — сказал князь связанным
опричникам, — говорите, как вы смели называться
царскими слугами? Кто вы таковы?
— Что, у тебя глаза лопнули, что ли? — отвечал один из них. — Аль не видишь, кто мы? Известно кто!
Царские люди,
опричники!
— Я Матвей Хомяк! — отвечал он, — стремянный Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского; служу верно господину моему и царю в
опричниках. Метла, что у нас при седле, значит, что мы Русь метем, выметаем измену из
царской земли; а собачья голова — что мы грызем врагов
царских. Теперь ты ведаешь, кто я; скажи ж и ты, как тебя называть, величать, каким именем помянуть, когда придется тебе шею свернуть?
Беспрестанно скакали по ней
царские гонцы; толпы людей всех сословий шли пешком на богомолье; отряды
опричников спешили взад и вперед; сокольники отправлялись из Слободы в разные деревни за живыми голубями; купцы тащились с товарами, сидя на возах или провожая верхом длинные обозы.
Одежда
опричников представляла разительную противоположность с лохмотьями нищих:
царские телохранители блистали золотом.
Царь любил звериный бой. Несколько медведей всегда кормились в железных клетках на случай травли. Но время от времени Иоанн или
опричники его выпускали зверей из клеток, драли ими народ и потешались его страхом. Если медведь кого увечил, царь награждал того деньгами. Если же медведь задирал кого до смерти, то деньги выдавались его родным, а он вписывался в синодик для поминовения по монастырям вместе с прочими жертвами
царской потехи или
царского гнева.
Опричники уселись, но не начинали обеда, ожидая государя. Вскоре стольники попарно вошли в палату и стали у
царских кресел; за стольниками шествовали дворецкий и кравчий.
Это какой-нибудь
опричник, новый любимец
царский.
— Да благословит же святая троица и московские чудотворцы нашего великого государя! — произнес он дрожащим голосом, — да продлит прещедрый и премилостивый бог без счету
царские дни его! не тебя ожидал я, князь, но ты послан ко мне от государя, войди в дом мой. Войдите, господа
опричники! Прошу вашей милости! А я пойду отслужу благодарственный молебен, а потом сяду с вами пировать до поздней ночи.
Место, на которое указывал гусляр, было приготовлено для самого царя. Оно состояло из дощатого помоста, покрытого червленым сукном. На нем были поставлены
царские кресла, а торчавшие там копья и рогатины принадлежали
опричникам, окружавшим помост. Другие
опричники стояли у цепи, протянутой вокруг поля, то есть просторного места, приготовленного для конного или пешего боя, смотря по уговору бойцов. Они отгоняли народ бердышами и не давали ему напирать на цепь.
— Государь, не вели мужику на холопа твоего порухи класть! — воскликнул он. — Я твоей
царской милости честно в
опричниках служу и сроду еще на ослопах не бился!
Никто из
опричников не смел или не хотел вымолвить слова в защиту Вяземского. На всех лицах изображался ужас. Один Малюта в зверских глазах своих не выказывал ничего, кроме готовности приступить сейчас же к исполнению
царских велений, да еще лицо Басманова выражало злобное торжество, хотя он и старался скрыть его под личиною равнодушия.
Опричники, поняв
царскую шутку, громко захохотали, а Михеич, в изумлении, посмотрел на царя, не смеется ли и он, но на лице Иоанна не было улыбки.
Неточные совпадения
И что это у них за страсть — поднять сумбур, скакать во весь опор, хлопотать, все делать опрометью, точно пожар, трон рушится,
царская фамилия гибнет, — и все это без всякой нужды! Поэзия жандармов, драматические упражнения сыщиков, роскошная постановка для доказательства верноподданнического усердия…
опричники, стременные, гончие!
Эта, окончившаяся пагубно и для Новгорода, и для самого грозного
опричника, затея была рассчитана, во-первых, для сведения старых счетов «
царского любимца» с новгородским архиепископом Пименом, которого, если не забыл читатель, Григорий Лукьянович считал укрывателем своего непокорного сына Максима, а во-вторых, для того, чтобы открытием мнимого важного заговора доказать необходимость жестокости для обуздания предателей, будто бы единомышленников князя Владимира Андреевича, и тем успокоить просыпавшуюся по временам, в светлые промежутки гнетущей болезни, совесть царя, несомненно видевшего глубокую скорбь народа по поводу смерти близкого
царского родича от руки его венценосца, — скорбь скорее не о жертве, неповинно, как были убеждены и почти открыто высказывали современники, принявшей мученическую кончину, а о палаче, перешедшем, казалось, предел возможной человеческой жестокости.
Но и там его настигла дьявольская злоба
царского палача: он открыл наше убежище и, по повелению царя, в монастырь явились
опричники, требуя его выдачи…
Выходец из Германии, даже изгнанник, как уверяет Карамзин, он явился в Москву и, как «иностранный ученый», легко снискал доступ к царю, любившему и ласкавшему «заморских гостей», и вскоре сделался не только его постоянным доктором и астрологом, но прямо необходимым человеком, играя, как и прочие, но еще более искусно, на слабой струне больной
царской души: постоянно развивая в нем страх и подозрения, наушничая и клевеща на бояр и народ, дружа с
опричниками, видевшими в этом «случайном басурмане» необходимого сообщника и опасного врага.
— И что ты, малый, это опричнику-то?.. Пальцем тронуть не посмеет
царского слугу!